На днях в столице ДНР отпраздновали 90-летие со дня запуска трамвайного движения. В течении целого дня можно было прикоснуться к прошлому – насладиться ездой на ретро-трамваях, служивших «трудовыми лошадками» ещё в советский период. И казалось бы: да что здесь особенного? Но на самом деле это очень интересно, ведь трамвайное сообщение в определённом смысле является одним из символических явлений не только для Донецка, но и для всех городов Донбасса.
По сути всё, что мы видим в городах современного Донбасса, возникло во время сталинской индустриализации. Судите сами: Юзовка (это название нынешний Донецк носил до 1924 года) приобрела статус города в 1917 году, но в действительно полноценный город превратилась только после того, как советский проект совершил промышленный рывок, начавшийся в конце 20-х годов. Посмотрите на историю любого отдалённого района, и увидите, что многие из них до конца 30-х ещё не являлись частью города Сталино.
Выходит, что именно индустриализация, увеличившая население столицы шахтёрского края больше, чем в 4 раза, соединила рабочие посёлки в настоящий мегаполис. И для того, чтобы связывать эти расстояния, нужен был транспорт.
Как пишет краевед Валерий Стёпкин:
«До того, как в 1928 году пустили первый трамвай по маршруту: завод — вокзал, добираться до железнодорожной станции можно было либо пешком, либо извозчиком. Правда, по заводской железнодорожной линии курсировал по-над ставками рабочий поезд от станции Бальфуровка (находилась слева от моста в начале Ленинского проспекта). Но это было всего четыре раза в сутки.
Трамвайное движение в городе началось 15 июня 1928 года. Первоначально в эксплуатации находилось четыре трамвая по два вагона в каждом. В одном вагоне было 52 места, из которых сидячих -28. Остановок первоначально было 4: Совбольница, Ветка, Путиловка, Вокзал. Багаж оплачивался в том случае, если вес его был свыше двух пудов (32 кг). Вагоны зимой не отапливались, двери открывались и закрывались вручную. Кондуктор, производя посадку и высадку пассажиров, давал сигнал водителю с помощью тросика, к которому был прикреплен колокольчик. Один — отправление, два — остановка трамвая, три -экстренная остановка.
Первый вагон запускался от Совбольницы (на нынешней площади Ленина) в 5 утра, последний отходил от железнодорожной станции Сталино (нынешний вокзал) в 2. Маршрут был одноколейным. Стоимость проезда зависела от конечной точки следования пассажира: от Совбольницы до Ветки, например, она составляла 20 копеек, проезд по всему маршруту обходился в 25 копеек.
В 1931 году трамвайное хозяйство, до этого входившее в объединенные коммунальные службы города, отделилось и стало называться «Сталинская городская железная дорога». Осмотр и ремонт трамваев производили в помещении гвоздильного завода, располагавшегося на месте театра им. Артема. Трамвайный парк находился на месте гостиницы «Донбасс».
В 1932 году ввели в эксплуатацию трамвайное депо на 36 вагоно-мест в начале 13 линии (ныне улица Трамвайная). Хотя по счету это было второе депо, назвали его «Депо №3».
В тридцатые годы в городе действовали такие трамвайные маршруты:
№ 1 Центр — Вокзал
№ 2 Центр — Сенной рынок
№ 3 Центр — Машзавод Боссе (с 1935 года им. 15-летия ЛКСМУ)
№ 4 Центр — поселок Смолянка
№ 5 Центр — поселок Рутченково
№ 9 Центр — поселок Калиновка
№10 Центр — Путиловский завод…»
Как видите, многие донецкие маршруты даже сохранили свои номера. Помимо трамваев перевозки осуществлял автобусы, в 1939 году появился первый троллейбус. Бурное развитие города, приостановленное на время Великой Отечественной, продолжилось после Победы. Но это уже совсем другая история.
Интересно, что экономическое восстановление нынешнего Донецка тоже связано с трамваем: «Донецкий электротехнический завод» работает над запуском в эксплуатацию трамваев нового поколения.
Кстати, к истории донецкого трамвая может прикоснуться каждый житель и гость столицы ДНР. Достаточно купить билет для проезда в легендарном трамвае.
Фото — из коллекции Алексея Акутина
Пётр Полевой