Пешая фигура советского военачальника на пьедестале в центре Буденновского района Донецка и сегодня может быть объектом для исследований профессиональных историков и краеведов.
Находящийся на площади имени Буденного в Донецке памятник Маршалу Советского Союза, трижды Герою Советского Союза Семену Михайловичу Буденному во многом уникален. Он, один из двух на всем постсоветском пространстве, где легендарный конник воссоздан пешим, а не на коне или в виде просто бюста. В целом, вся история этого памятника, оказалось, содержит в себе много краеведческих загадок, которые по сей день не удалось раскрыть. В этой статье мы расскажем о основных из них.
Маршал с биноклем на Буденновке в Сталино
Идея появления этого памятника в нашем городе и именно на Буденновке, думается, понятна всем – скульптура военачальника появилась на поселке, носящего его имя.
По всем справочникам, путеводителям о городе Донецке значится, что памятник Маршалу Советского Союза Семену Михайловичу Буденному был установлен в 1951 году. Правда, архивных документов, достоверно, подтверждающих эту дату и точную дату его открытия, обнаружить не удалось. Поэтому здесь можно говорить о первой загадке памятника.
Удалось лишь отыскать пару строчек в документах по итогам заседания Буденновского райисполкома города Сталино 11апреля 1950 года. Среди прочего там обсуждался план мероприятий по подготовке к празднованию 1 мая. Так среди пунктов по благоустройству под номером 8 записано: «установить на постаменте центральной площади поселка Буденновка фигуру т. Буденного». Это было поручено стройконторе и назначен ответственным тов. Коренев. И был дан срок завершения этих работ – до 20 апреля 1950 года. Однако, сегодня мы не знаем были в итоге сделано это или нет. Во всяком случае, в областной газете «Социалистический Донбасс» за тот год об открытии памятника Буденному в Сталино не сообщалось.
О новых памятниках в городе начали писать в главной газете области лишь весной следующего, 1951 года. Так в номере «Соц. Донбасса» за 11 мая опубликована фотография монумента писателю Максиму Горькому, установленного в сквере его имени в городе Сталино. Еще в том же месяце рассказали об установленных памятниках Сталину возле Донецкого индустриального института и Ленину в сквере тогда на проспекте Гурова (ныне это сквер Первомайский возле площади имени Ленина).
В номере этой же газеты за воскресенье, 10 июня 1951 года есть фото Л. Азриэля из Буденновского района города Сталино, где запечатлен монумент С.М. Буденного на центральной площади поселка. Эта пешая фигура, которая стоит на высоком пьедестале. Поэтому, можно предположить, что все-таки в 1951 году памятник появился в городе.
И, как оказалось, наш Буденный практически аналогичен памятнику, который установлен в парке на родине советского военачальника – бывшей станице Платовской Области Войска Донского, а ныне станице Буденновской в Пролетарском районе Ростовской области. Там пеший Семен Михайлович в шинели и в маршальской фуражке на голове стоит с биноклем в руках, смотря вдаль за атакой вверенных ему войск. То, что у скульптурной фигуры военачальника в городе Сталино тоже был в руках бинокль можно увидеть на старых сохранившихся фотографиях, но на уже более поздних – бинокля нет. Если присмотреться сегодня к правой руке Буденного, то можно заметить, что Маршал что-то сжимает пальцами, но сейчас это непонятно что именно. Как теперь знаем – это был бинокль. Так осенью 2018 года раскрылась одна маленькая загадка нашего памятника.
Тайна имени автора памятника командарму 1-й конной армии
Однако здесь появляется еще одна загадка. Если говорить о памятниках Ленину и Сталину, установленных в 1951 году, то они были типовыми. А вот монументы Буденному тогда нечасто делали. И поэтому у него, по логике, должен быть автор. Имя его сегодня тоже является загадкой для донецких историков и краеведов.
У автора была надежда, что это имя известно в станице Буденновской, где находится Дом-музей Семена Михайловича. Но…увы… Там тоже не сохранились документы, которые бы рассказали, когда был установлен у них похожий с нашим памятник и кто был автором его или автором модели, по которой скульптуру создали. Поэтому сейчас только можно сделать некоторые предположения.
Из подшивки все того же «Социалистического Донбасса», но за 1952 год, становится известно, что на Сталинском вагоноремонтном заводе было организовано производство художественно-архитектурных изделий. Там изготовлялись железобетонные вазы для украшения парков, скульптуры пионеров для летних детских лагерей. Там же упоминается и фамилия скульптора Б. Кратко, по эскизам которого, в частности, были изготовлены железобетонная ваза двухметровой высоты.
Это был известный мастер и можно предположить, что он вполне мог быть автором скульптуры Буденному в городе Сталино. Речь идет о скульпторе Бернарде Михайловиче Кратко (1884-1960). Он с 1948 по 1953 годы работал в Сталино, приехав сюда со своим учеником, ставшим вспоследствии известным донецким скульптором Павлом Гевеке. Известно, что Бернард Михайлович Кратко является автором памятников Якову Свердлову в Енакиево (1951) и сидящего Ленина на шахте им. Челюскинцев (1953). Также скульптор готовил эскизы для памятника Серго Орджоникидзе в нашем городе.
Не исключена также и такая возможность, что памятник Буденному в центре Буденновки у нас могла создать и супруга Бернарда Михайловича – также известная скульптор и художница Жозефина Константиновна Диндо (1902-1953).
Естественно, это предположение требует документальных доказательств и является темой для исторического исследования.
Старый памятник Буденному реставрации не подлежал
Все началось с заседания исполкома Донецкого горсовета депутатов трудящихся 18 марта 1981 года, когда было принято решение №107 «О замене памятника С.М.Буденному в Буденновском районе». В нем говорилось, что «в связи с подготовкой к празднованию 100-летия со дня рождения С.М.Буденного, а также учитывая неоднократные просьбы партийных и советских органов Буденновского района о замене существующего памятника С.М.Буденному, который был изготовлен в пятидесятые годы из недолговечного материалов и в настоящее время пришел в полную негодность…». Тогда было решено «просить исполком областного совета ходатайствовать перед Совмином УССР о замене существующего памятника С.М.Буденному в городе Донецке, установленного на центральной площади Буденновского района».
«Обязать исполком Буденновского районного совета народных депутатов, городское общество охраны памятников истории и культуры и производственно-художественный комбинат подготовить в течении 1981 года проекто-сметную документацию и осуществить до 1.03.1983 г. работы по замене памятника С.М.Буденному», — записано в официальном документе городской власти. Кстати, в исходных материалах к протоколу №4 заседания горисполкома от 18.03.1981 года первоначально значилось «о строительстве памятника», а в конечном решении появился термин «замена».
Там же есть и письмо от Буденновского райкома КПУ, подписанное секретарем Л. Безлепкиной. «На территории Буденновского района Донецка в пятидесятых годах был установлен памятник легендарному полководцу гражданской войны С.М.Буденному. Изготовленный из недолговечных материалов памятник под воздействием атмосферных осадков и времени деформировался и реконструкции не подлежит. В связи с тем, что 25.04.1983 года исполняется 100 лет со дня рождения С.М.Буденного, Буденновский райком Компартии Украины г. Донецка просит Донецкий горком КПУ и исполком городского совета ходатайствовать перед Донецким обкомом КПУ и исполкомом областного совета народных депутатов о замене памятника», — такова была просьба районной власти. Можно предположить, что уже тогда легендарный советский конник лишился бинокля в своей руке.
Проект «Всадника с молнией»
На заседании архитектурно-художественного совета области 20 января 1983 года под председательством Валерия Викторовича Шамраевского слушался вопрос «Замены памятника С.М.Буденному в Буденновском районе г. Донецка». Авторами проектами были: скульптор Василий Петрович Лютый, архитектор Владимир Матвеевич Шеховцов. На рассмотрение была представлена двухфигурная композиция — всадник на коне. Высота — 10,5 м, материал — бронза, гранит.
«В результате обмена мнениями постановили проект замены памятника С.М.Буденного в Буденновском районе города Донецке согласовать при условии доработки по следующим замечаниям: 1. с помощью макета памятника установленного на площади, определить его натуральную величину с учетом перспективной застройки; взаимоувязать соразмерность скульптор композиции с постаментом, т.к. скульптурная композиция «слишком ажурна», постамент «тяжеловат»; строже подойти к конструктивной трактовке всех элементов скульптурной композиции. Больше внимание уделить фигуре всадника», — записано в этом документе.
Подробности же об этом проекте нового памятника, уже конной фигуры, можно прочитать в номере за 26 февраля 1983 года городской газеты «Вечерний Донецк». Там была размещена статья «Всадник с молнией в руке» с фотографией Э.Коссе, где был запечатлен скульптор Василий Лютый у рабочей модели.
«Самый молодой район в нашем городе – Буденновский. Он носит славное имя известного военачальника, трижды Героя Советского Союза Семена Михайловича Буденного…Трудящиеся района решили установить памятник Семену Михайловичу Буденному на площади, носящей его имя. … На полном скаку остановился лихой конь. Полуобернулся, словно обращаясь к своим бойцам, смелый командир с острой саблей-молнией в руке. Кажется, что вот-вот раздатся боевая команда, и лихие сотни в островерхих шлемах ринутся на врага… Постамент со всадником взметнется вверх на десять метров.
Автор памятника – донецкий скульптор, член Союза художников СССР В.П. Лютый, участник многих областных, республиканских и всесоюзных выставок, автор памятников погибшим воинам в Енакиеве и Горловке. Родине-матери в Доброполье, других произведений. Военно-патриотическая, гражданская тема занимает ведущее место в его творчестве. Немало времени ушло у скульптора на изучение практического материала, создание рабочей модели, впереди – работа по изготовлению самого памятника.
В этом году исполняется сто лет со дня рождения легендарного маршала. В конце этого же года всадник с молнией в руке займет постоянное место на площади», — написано было в газетной заметке.
Однако всадник с саблей-молнией в руке в 1983 году на Буденновской площади так и не появился. Автор этой статьи попытался разобраться почему это произошло.
Один из самых талантливых скульпторов Донбасса
Прежде, чем описывать поиски конной фигуры, пожалуй, необходимо рассказать немного о скульпторе – Василии Петровиче Лютом. Его считали одним из самых талантливых авторов в Донбассе того времени.
Он родился 23 апреля 1941 года, в селе Речки Белопольского района Сумской области. Окончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства (1968). Создавал станковые, монументальные и парковые скульптуры, для которых характерны лаконичность, пластическая совершенство композиции. Участвовал в выставках: областных, республиканских, всесоюзных (с конца 1960-х годов). Основные известные произведения: садово — парковая скульптура — «Река Калка» (1970); памятники — «Скорбь» (1970), «Скорбящая мать», «Рыбалка» (1972); станковые портреты — «Мастер спорта А. Пугач», «Герой Социалистического Труда И. Зинченко» (1971), «Г. Берлиоз», «Остап» (1972), «Заслуженный работник транспорта РСФСР, авиатехник М. Святокум», «Текстильщица А. Федченко», «Народный художник Украины В. Полоник», «Ученый», «Тренер», «Чемпион Олимпийских игр по гребле на байдарках А. Шапаренко» (1973), «Шахтерский корреспондент В. Юлин» (1979). В последние годы жизни жил и работал в Крыму, где и умер в мае 1998 года.
Личность автора предполагаемого памятника Буденному была очень сложной. Может быть, именно, из-за этого его творческое наследие несильно изучено историками и искусствоведами нашего края. Как говорили его товарищи по скульптурному цеху, характер у Василия Петровича был очень непростым. Все отмечали его большой талант и при этом подчеркивали, что он «не всегда корректно выражает свое мнение», хотя говорил правду. В мае 1982 года на заседании правления Донецкой областной организации Союза художников УССР Василий Лютый оправдывал свое поведение такими словами: «Сколько я здесь живу, я никому еще зла не причинил, старался не причинять…».
Модель конной фигуры попала в Донецк из Киева
Идя же по следу конной фигуры, благодаря архивным документам исполкома Буденновского райсовета, удалось выяснить, что районная власть была не против будущего творения Василия Лютого. Согласно распоряжения райисполкома №01/6-290 от 5 августа 1983 года были выделены ассигнования на изготовление шаблона фигуры памятника Буденному в сумме 1536 рублей 28 копеек. Получение денег подтверждается актом приемки выполненных работ Донецкого художественного производственного комбината за №118. На этом документе сверху в правом углу написана фамилия «Лютый». То есть речь идет, несомненно, о работе указанного скульптора.
Правда, в конце того года (2 декабря ) появляется новое распоряжение Буденновского райисполкома №01/6 – 449, которое немного запутывает ситуацию. Называется оно «Об оплате за отливку фигуры С.М.Буденного». «…для оформления раздела районного исторического музея о С.М.Буденном исполком распорядился обязать директора завода изоляционных материалов тов. Михайлова И.Н. произвести оплату за выполненные работы по отливке фигуры С.М.Буденного размером 1Х1 м в сумме 1513 рублей. Указанную сумму перечислить согласно счета реставрационной мастерской Госстроя УССР в Киеве», — так записано в этом документе. Это распоряжение сбивает с толку – о шаблоне Василия Лютого речь идет или о другой скульптуре? Зато становится ясно, что в 1983 году новый памятник Буденному у нас в городе так и не появился.
Просматривая далее уже архивные распоряжения районной исполнительной власти, находим еще один документ. Это распоряжение исполкома Буденновского райсовета от 3.05.1984 года за №01/6-139 «О транспортировки модели памятника С.М.Буденному». «С целью замены и реконструкции старого памятника С.М.Буденному, который стоит на центральной площади Буденновского района, изготовлена его модель, которая в настоящее время находится в реставрационных мастерских Госстроя УССР г. Киева. Для осуществления транспортировки модели памятника С.М.Буденному из г. Киева в Донецк исполком районного совета распорядился: обязать директора АТП 32926 т. Шкуматова Н.М. командировать автомобиль в г. Киев в реставрационные мастерские Госстроя УССР для транспортировки модели скульптуры в город Донецк. Срок командировки автомобиля и водителя с 5 по 9 мая 1984 года. Командировать в г. Киев Лютого Василия Петровича с доверенностью на получение модели скульптуры. Контроль за исполнением распоряжения возложить на зам. председателя исполкома т. Середу Т.А.», — вот что записано в этом документе. Из него становится понятно, что модель памятника была сделана по проекту Лютого и сам скульптор ездил за ней в Киев. Можно с большой долей уверенности предположить, что модель доставили в Донецк. А вот дальше и начинается главная загадка нашего памятника Буденному.
Конная фигура Буденного так и не появилась
Почему так произошло, хотя были за него уплачены деньги? К сожалению, архивных документов по этому поводу найти не удалось. Известно лишь, что в 1984-1985 годы архитекторами разрабатывался проект детальной планировки площади имени Буденного, т.е. до завершения этой работы смысла устанавливать памятник не было. Не случилось этого и в последующие годы. Несколько донецких скульпторов вспомнили ту конную фигуру авторства Василия Лютого. Но куда она пропала потом – никто не знает. В итоге, сейчас видим, что памятник Буденному остался пешим, лишь его с постаментом перенесли в другое место. Получается, что памятник старый (только немного отреставрированный), а вот пьедестал точно был заменен, так как он отличается от вида того, который был опубликован в газете «Социалистический Донбасс» в июне 1951 года.
На сегодняшний день памятник советскому военачальнику на Буденновке в Госсреестре объектов исторического и культурного наследия Республики на учете не состоит. Само состояние памятника и постамента находятся не в очень хорошем состоянии.
Можно по-разному относиться к личности Семена Буденного или рассуждать о художественной ценности непосредственно памятника. Однако эта скульптура уже осталась в памяти многих поколений дончан, стала частицей общей истории города Донецка, поэтому она и имеет право на дальнейшую жизнь. А у историков и краеведов есть шанс полностью раскрыть все загадки этого памятника.
Автор Анатолий Жаров