«Верный отечеству»: Илья Николаевич Дебольцев

О статском советнике Илье Николаевиче Дебольцеве известно не так уж и много. Из его послужного списка, найденного в архивах, можно узнать, что родился он в 1747 году в Воронежской губернии.

Илья Дебольцев

Учился Илья Дебольцев в университетской гимназии, а в 1758 году стал обучаться в Семинарии Московской академии и университете.

Служба

В 1767 году он окончил университет, после чего был определен в «Комиссию о составлении законов» коллежским регистратором. С 1776 по 1778 годы он был аудитором в Екатеринославском пикинерском полку, а с 1778 по 1783 – обер-аудитором в штате генерал-фельдмаршала князя Григория Потемкина.

ветлейший князь Григорий Потёмкин — русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал

За усердную службу ему были жалованы земли в Екатеринославской губернии. Воронежской палаты гражданского суда. В 1786 года он председатель во 2-м департаменте Воронежского губернского магистрата. 1793 год – Коллежский советник, 1797 – статский советник. В том же году Илья Николаевич уволился со службы.В 1783 Дебольцев являлся надворным советником Воронежской палаты гражданского суда. В 1786 года он председатель во 2-м департаменте Воронежского губернского магистрата. 1793 год – Коллежский советник, 1797 – статский советник. В том же году Илья Николаевич уволился со службы.

За усердную службу ему были жалованы земли в Екатеринославской губернии.

Семья

Был женат на Елизавете Ивановне Гардениной, дочери коллежского комиссара. Имел пятерых детей: сыновья – Андриан и Николай, а также дочери – Наталья, Анна, Елизавета.

Надежда Обухова

Его правнучкой является оперная певица Надежда Обухова (меццо-сопрано). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Народная артистка СССР (1937).

Илья Николаевич Дебольцев занимался также писательством. В 1769 году он опубликовал два переведённых с французского языка анекдота в журнале «Ни то ни сiо», в 1770 году издал в вольном переводе с французского языка «Детскую книжку, или Начальные понятия и описания вещей, о которых дети должны иметь сведения». Осуществил также перевод книги Жозефа Аккариа «Пользы европейских народов, изъяснённые со стороны торговли».

Умер Илья Николаевич в Воронеже в 1827 году.

Император Александр I пожаловал в 1812 году Илье Николаевичу дворянский герб: «В щите, имеющем голубое поле, изображены четыре возвышенные стропила: золотое, красное, черное и серебряное и под ними разогнутая серебряная книга. Щит увенчан дворянскими шлемом и короною со страусовыми перьями, по сторонам которых видны два черные орлиные крыла, с одною на каждом золотою звездою. Намет на щите голубой, подложенный золотом».

Дебальцево

В экономических примечаниях к атласу Бахмутского уезда, датированных концом XVIII века, рядом с современным городом Дебальцево (был основан в 1878 году), указана деревня Ильинская, которая принадлежала Илье Дебольцову. Проживало в ней тогда 143 души мужского пола и 130 душ женского пола:

«На правом берегу речки Булавина колодезя на низком месте; пруд, мучная мельница об одном поставе, винокуренный завод, господский дом каменный. Дача простирается вверх по правой стороне речки Булавина колодца и оврагов, с левой Макарова колодца и долина при большой дороге идущей из города Харькова в город Таганрог. При оной дороге близ Толстой могилы постоялый двор, земля чернозем каменистая, хлеб и травы родят лучше описанных ранее. Лес дровяной».

Спустя некоторое время Ильинка получила своё второе неофициальное имя — Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах XIX века. В конце 70-х годов XIX столетия было решено, что именно эта местность более всего подходит для размещения крупной железнодорожной станции, которая получила схожее, но несколько искажённое название — Дебальцево.

На начало 1840-х годов землею в Бахмутском и Павлоградском уездах владели вдова Елизавета Ивановна с детьми.

Вместе со станцией возник и посёлок железнодорожников, а в 1894 году и посёлок рабочих механического завода, построенного для выпуска продукции, в которой нуждалась железная дорога, — от вагонеток до ферм железнодорожных мостов.

К концу первого десятилетия XX века станция Дебальцево превратилась в крупный пассажирский и железнодорожный узел с депо и вагонными мастерскими. На начало ХХ века население Дебальцево перевалило 20 тысяч человек.

Читайте также:  «Отец русского почвоведения»: Василий Васильевич Докучаев