Поиски и находки. Подарочное издание романа Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» сохранилось в Республике

Книгу, которую массово изымали из советских библиотек после эмиграции из СССР ее автора, удалось обнаружить в Макеевке.

Редкая находка в букинистическом магазине

Некоторое время назад, в старейшем, но и поныне действующем букинистическом магазине города Макеевки, внимание автора привлекла коричневая обложка одного из изданий. Когда эта книга оказалась в руках, то выяснилось, что это библиографический раритет. Речь идет о подарочном издании 1951 года повести известного писателя Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда», рассказывающем о героической обороне советских войск города на Волге во время Великой Отечественной войны. Это одно из основных произведений творчества писателя, ставшего затем диссидентом.

Экземпляр, обнаруженный в Макеевке, тоже имеет свою историю. Во-первых, на титульном листе книги записано, когда и где она попала к первому своему владельцу: «Город Керчь, Крымской области, пос. Камыш-Бурун. 27 июля 1951 года». Далее идет его подпись.

Сегодня можно предположить, что у вдалельца книги была обширная библиотека художественной литературы и он мог иметь отношение либо к комсомольским, профсоюзным или литературным кругам. Дело в том, что в тот год летом именно в Камыш-Буруне торжественно был открыт промышленный морской порт, который предназначался для перевозки грузов с железнорудного комбината. Его создание было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и туда ездили для поддержки строителей, а потом и на торжественное открытие, целые делегации советских писателей и поэтов, художников и деятелей искусств.

Отчасти, это предположение подтверждает другая запись на следующем листе книги.

«Из личной библиотеки художественной литературы литератору Негородовой В. в день ее рождения от Анатолия Марикуцы. Макеевка», – гласит она и завершается личной подписью владельца книги.

Получается, что она была подарена, скорее всего, несколько позже литератору Негородовой В. Попытки узнать подробности биографии этого человека, к сожалению, не увенчались успехом. Как и не получилось узнать и подробности о макеевчанине Анатолии Марикуце. Общаясь с несколькими деятелями искусств старшего поколения нашей Республики, задав вопрос о нем, всем озвученная фамилия казалась очень знакомой, но вспомнить Анатолия Марикуцу достоверно никто не смог.

Быть может, после публикации этой статьи, информация появится, и, станет возможным когда-нибудь узнать все подробности этой истории.

 

Повесть, давшая начало «лейтенантской» прозы в советской литературе

Здесь также интересна история создания самой повести «В окопах Сталинграда», которая стала одним из первых произведений, написанных непосредственно участниками Великой Отечественной войны, в те годы молодых лейтенантов на фронте. В своих произведениях они рассказывали «окопную» правду военного времени.

Первая публикация повести «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова состоялась в журнале «Знамя» в 1946 году. Эта книга неоднократно переиздавалась, ее тираж достиг нескольких миллионов экземпляров (тираж обнаруженного в Макеевке подарочного издания составляет 30 тысяч, и цена одной книги составляла 10 рублей), была переведена на 36 языков.

Вот как отзывался об этом произведении в тоже редком издании Киевского университета «Русские писатели Украины» в 1970 году писатель Геннадий Салганик:

«О Викторе Некрасове писать легко и приятно. О Викторе Некрасове писать трудно и тревожно. Легко и приятно – потому, что книги его относятся к числу тех, которые любишь, которые удивительно чисты, прозрачны и цельны. Военные рассказы Некрасова – это рассказы о человеке на войне, это тонкие и мастерски переданные наблюдения над приобщением советского человека к такому тяжкому и противоестественному для его мировосприятия труду, каким был для него труд ратный. В окопы Сталинграда Виктор Некрасов пришел уже не «штатским салагой», а офицером, вышедшим боями из окружения. Но солдатом Отечественной войны, писателем его сделал Сталинград».

Далее в статье рассказывается, что после тяжелого ранения на Курской дуге будущий писатель начал писать роман. В итоге на одном дыхании создается произведение, которому суждено было стать хрестоматийной книгой о войне, которая первая поведала миру о тяжести испытаний, выпавших на долю советского человека, и его мужестве.

«Всеволод Вишневский, редактировавший в те годы журнал «Знамя», в котором была впервые опубликована повесть, косвенно признает ее художественное совершенство: «Я, когда прочел эту исповедь, понял, что не смею навязывать свое мировосприятие, свою концепцию. Гораздо важнее сберечь ту правду, которую выстрадал этот 30-летний вузовец, командир саперного батальона».

Зоркий взгляд автора выхватывает из хаоса войны признаки жизни – обычной, будничной. Они еще здесь, они еще сохранились, эти признаки жизни, но только признаки – самой жизни уже нет. И эта зоркость автора, его цепкая память удерживает многое из той жестокой борьбы, которую нам навязали, и имя которой – война. И вся повесть – это рассказ о превращении советского человека из труженика в воина, он даже в схватке с фашизмом – труженик, труженик войны, делающий свое дело без стремления к славе», – писал в своем очерке о Викторе Некрасове Геннадий Салганик.

Он отметил и особенность создания образов в произведениях Некрасова: душевная скудость одних будто вызывает у него отвращение, и он старается убедительными, но скупыми средствами вскрыть их нутро; и наоборот – душевное богатство других неудержимо влечет писателя еще и еще раз взглянуть на тех, с кем ему не хочется расставаться.

«Книги Виктора Некрасова имеют точный адрес – они обращены к молодежи. Это должно налагать на писателя особую ответственность. И те, кто любит и читает Некрасова, те, кто следит за его творчеством, независимо от возраста – хотят, чтобы «окоп», из которого «ведет окоп» Некрасов, мог всегда быть и их «окопом», и чтобы писатель всегда хранил зоркий взгляд, твердую руку и умение точно определять цель», – таким образом завершает свой очерк о Некрасове его коллега.

Напомним, что очерк написан в конце 1969 году и опубликован в книге на следующий год. А в 1971 году в последний раз в Советском Союзе была издана книга Некрасова. После этого на издание его новых книг был сначала наложен негласный запрет, а с 1976 года (приказ Главлита № 31 от 13.08.1976) из-за эмиграции автора (в 1974 году) из библиотек по всей большой стране стали изыматься и все ранее вышедшие его книги. В перечне запрещённых книг повесть «В окопах Сталинграда» была указана с отметкой: «Все издания на всех языках».

Поэтому экземпляр, сохранившегося в Макеевке подарочного издания повести, приобретает еще большую свою ценность. И место его в музее. Вдобавок, книга очень хорошо оформлена рисунками и в этом тоже плюс нашего экземпляра. Авторами графических рисунков являлись художники-братья – Вадим Николаевич и Юрий Николаевич Ростовцевы. Их рисунки добавляют ценности как иллюстрации этой книги.

 

Автор Анатолий Жаров.


Похожие записи: