Хотя большую часть жизни Федор Егорович Енакиев провел в Санкт-Петербурге, но все же с нашим краем его связывало нечто особенное. Ведь именно здесь, в поселке названном в его честь – он и завещал предать земле его прах.
Как и Петр Николаевич Горлов – Федор Енакиев рос в семье потомственных дворян, которые были родом из Херсонской губернии. Его отец мечтал, чтобы сын стал военным, но Федор Егорович пожелал учиться в Институте инженеров путей сообщения(ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Окончив институт – вместе с дипломом и званием гражданского инженера он получил право на чин коллежского секретаря в случае «вступления в государственную службу».
С этого момента карьерная лестница Енакиева начала стремительно идти вверх. В итоге за двадцать лет он сумел построить блестящую карьеру, начиная от гражданского инженера Николаевской железной дороги до статского советника.
Ему удалось установить тесные связи с влиятельными отечественными и зарубежными бизнесменами, используя которые он и выдвинул идею создания Русско-Бельгийского металлургического общества (используя пример успешного опыта юзовского «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства») которое он считал делом своей жизни.
Вместе с надворным советником Болеславом Антоновичем Яловецким и несколькими бельгийскими предпринимателями Федор Егорович разрабатывает устав нового общества, который одобрили в министерстве финансов Российской империи. И к 1897 году на земле, купленной у князя Долгорукова, был построен новый Петровский чугуноплавильный завод (на месте старого казённого опытного чугуноплавильного Петровского завода, в селении Софиевка около речки Садки), пуск которого состоялся в торжественной обстановке задуванием первой доменной печи.
Открытие этого завода внесло значительный вклад в фундамент развития металлургической отрасли Донбасса.
Рядом с заводом открылись несколько каменноугольных рудников. Также к нему была подведена железнодорожная ветвь и построена станция Петровский пост. А вокруг всего этого разрослись посёлки, которые к 1898 году были объединены в один, названный в честь инженера-путейца – Енакиево.
Параллельно работе по строительству завода Федор Егорович разрабатывал проект железнодорожной линии Штеровка — Мариуполь, открыв тем самым дорогу углю на рынки сбыта страны.
Но на этом Федор Егорович не остановился – его дальнейшая деятельность была связана с работой съездов горнопромышленников Юга России, расширением и переустройством мариупольского порта, учредительством Русско-Персидского горно-промышленного и Русского судостроительного обществ, перестройкой и преобразованием Петербурга, а также заботой о детских приютах и попечительством.
Умер Федор Егорович неожиданно на 64 году жизни, в подмосковном санатории. Его близкие все же исполнили волю покойного, похоронив прах в поселке названном в его честь. Могила располагалась на территории Николаевской церкви (на месте которой затем была построена аглофабрика), а на ней была надпись: «Инженеру Енакиеву — основателю города». В революционные годы могила была разрушена, а за тем и само место упокоения исчезло под промышленными корпусами основанного им завода.
В память о Федоре Егоровиче Енакиеве в центре названного его именем промышленного города, скульпторами Петром Антыпом, Дмитрием Ильюхиным и архитектором Ольгой Верещагиной был создан бронзовый памятник установленный в центре города.