«Строитель первой крупной железной дороги Донбасса»: Петр Николаевич Горлов

Практически каждый горловчанин с уверенностью может назвать основателя своего города – Петра Николаевича Горлова, но увы, далеко не каждый знаком со всей его деятельностью, которая была многообразна далеко за пределами Донбасса.

Потомственный дворянин родом из Иркутска, Петр Горлов вырос в семье высокопоставленного чиновника и общественного деятеля Николая Горлова. Свое детство он провел в Подмосковье, где учился в гимназии, а после её окончания поступил в первое высшее техническое учебное заведение России – Петербургский институт Корпуса горных инженеров (ныне Санкт-Петербургский горный университет), который окончил с золотой медалью. Затем, по распределению выпускников Горлов попадает в «Русское общество пароходства и торговли», где уже на практике постигает горное дело.

Знакомство с известным концессионером и строителем железных дорог, близким к императорскому дому Романовых Самуилом Поляковым, принесло Петру Горлову подлинный успех. Ведь в то время Поляков получил от правительства заказ на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, руководителем которой концессионер и выбрал Петра Николаевича. С этого момента на Донбассе и появляется первая крупнейшая железная дорога соединяющая регион с центром России, обеспечивая тем самым Донбасс рынками сбыта угольной продукции.

В ходе подготовительных работ строительства железной дороги, недалеко от реки Корсунь были обнаружены крупные месторождения каменного угля, в результате чего было решено построить металлургический комбинат и шахту, которая получила название Корсунская копь (впоследствии «Кочегарка»). Рудник был оборудован новейшей техникой того времени и включал в себя все горные выработки ранее реконструированных Горловым шахт, став одним из крупнейших угольных предприятий Донбасса.

Впоследствии возникший около «Корсуньской копи» горнозаводской поселок и железнодорожная станция Корсунь были названы в честь Петра Николаевича – Горловкой.

По завершению проекта строительства железной дороги, Петр Николаевич был приглашен углевладельцем Иловайским в Макеевку для помощи в обустройстве каменноугольного рудника, где под его руководством в 1869—1871 годах строиться Макеевская угольная копь.

Мало кто знает, но Петр Горлов занимался своим любимым делом не только у нас на Донбассе. Он также занимался обустройством двух рудников и разработкой Ткибульского месторождения на Кавказе, открывал во Владивостоке залежи спекающихся углей, которые получили наименование «Свято-Макарьевского угольного месторождения» (а позднее Спасское месторождение бурых углей). По его инициативе во Владивостокебыло открыто отделение Императорского Русского технического общества. В Средней Азии он разработал источники воды, углубил опускные колодцы, ввёл очистку воды через пески дна в Чарджуе, исследовал провалы поверхности на Оренбург-Ташкентской железной дороге и доказал нецелесообразность строительства обходной дороги. Во время русско-японской войны 1904—1905 годах он был приглашён правительством в Маньчжурию, где внес он значительный вклад в развитие угольной промышленности. В 1909 году начал работу над трудом «Петербург Невы еще не знает», в котором решил проблему снабжения питьевой водой жителей Санкт-Петербурга.

Именем Горлова был названа не только город на Донбассе, но и два горных перевала: в 1989 году группа горных туристов из Горловки, Москвы и Киева на правах первопроходцев назвала его именем перевал на Южном отроге Заалайского хребта Северо-Восточного Памира, а в1991 году – в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня.

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее