Восемьдесят лет назад, 12 апреля 1941 года, оперой Михаила Глинки «Иван Сусанин» Сталинский музыкальный театр открыл свой очередной сезон в новом здании.
Ныне здание Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени Соловьяненко по улице Артема в центре города является памятником архитектуры. И у «Донбасс Оперы» в этом году есть еще одна юбилейная дата.
В этой статье, можно так сказать, что к 80-летию, расскажем тоже о юбилейном издании о театре, которое сегодня является библиографической редкостью. Совсем недавно удалось заполучить небольшую брошюру в 55 страниц издания 1958 года, вышедшей тиражом 2500 экземпляров. Она называется «Сталинскому театру оперы и балета 25 лет». Сегодня она интересна тем, что в ней рассказывается не только о репертуаре тех лет, а и о людях, принесших славу нашему театру с момента его создания. Авторами брошюры являлись директор Сталинского государственного русского театра оперы и балета Леонид Васильевич Каширский, текст писали: писатель Андрей Васильевич Клоччя, театральный критик Г. С. Костинская, Н.Е. Гороховский.
В этой статье будут приведены некоторые выдержки из этого издания.
История Донецкого оперного театра началась раньше строительства здания в городе Сталино
Действительно, вначале следующего года у «Донбасс Оперы» снова юбилей – 90-летие со дня создания. Напомним, что брошюра, ставшая поводом к написанию этой статьи, была издана в 1958 году и рассказывала о 25-летии крупнейшего театрального коллектива Донбасса.
В начале 30-х годов прошлого века возникла необходимость организации в Донбассе постоянного музыкального театра. И вот вначале 1932 года на базе Передвижного оперного театра Правобережной Украины был создан Донецкий театр оперы и балета. Сначала он размещался в городе Луганске. Свой творческий путь в Донбассе театр начал постановкой героической оперы Бородина «Князь Игорь» (режиссер В.Я. Манзий и дирижер А.Г. Ерофеев). В начале 1941 года по решению правительства Донецкий театр оперы и балета был переведен в город Сталино.
Новое здание театра по проекту Аркина и Котовского
Здесь артистов и сотрудников театра ждало новое здание, юбилей открытия которого мы и отмечаем в 2021 году. Немного расскажем об истории его создания.
Задумка строительства нового театра в городе Сталино появилась у городской власти в 1931 году. В начале следующего года группа архитекторов под руководством тогдашнего зодчего №1 Советской Украины Якова-Симона Ароновича Штейнберга уже проводила первоначальные наметки проектирования зимнего театра. В начале осени 1935 года Совнарком СССР отпустил 200 тыс. рублей на подготовительные работы к строительству театра в Сталино.
За основу строительства был взят проект не Штейнберга, а московского зодчего Аркина. В фондах Госархива ДНР сохранилась копия Пояснительной записки к проекту театра в г. Сталино архитектора Аркина. Им был Аркадий Ефимович Аркин.
А как же Людвиг Иванович Котовский – архитектор из города Сталино, который значится автором проекта театра во всех справочниках? А он тоже является автором, но уже переработанного проекта здания театра и в строительство его вложил немало своих сил. Также к архитекторам, участвовавших в создании этого прекрасного здания, необходимо добавить имя еще одного легендарного зодчего Донецка – Николая Ивановича Порхунова. В 1940 году в течение пяти месяцев, замещая заболевшего Людвига Котовского, Порхунов осуществлял архитектурный надзор за строительством здания театра оперы и балета.
В конечном итоге 12 апреля 1941 года театр открыл свой сезон оперой Михаила Глинки «Иван Сусанин» (постановщики: режиссеры – Иосиф Михайлович Лапицкий и Я. С. Пресман, дирижер Алексей Филиппович Ковальский, художник Эдуард Иосифович Ляхович).
Легенды Сталинского государственного русского театра оперы и балета
Вернемся же к содержанию сборника, посвященному 25-летию театра. В этой книге есть информация об артистах, которые стояли у истоков создания нашего театра и в свои годы принесли ему славу и уважение у публики. Вот о них и приведем несколько выдержек из этого теперь очень редкого издания.
В частности, там речь шла о нашей знаменитой балерине – Елене Петровне Горчаковой (1924 – 2006). В издании отмечалось, что на сцене Сталинского театра она выросла в подлинного мастера балетного искусства. «Исключительная пластичность, богатство мимики, музыкальность, большая актерская выразительность – отличительные особенности ее таланта», — так о ней написали авторы юбилейного сборника.
В спектаклях уже 50-х годов прошлого века отмечалось, что ярко расцвели дарования молодых актеров, для которых работа в нашем театре в его уникальном здании явилась первой серьезной школой мастерства.
Среди таких актеров было названо имя в будущем прославленного певца – Юрия Александровича Гуляева (1930 – 1986). «Одной из первых значительных оперных партий, исполненных Ю.А. Гуляевым (баритон) на сцене Сталинского театра, была партия Валентина в спектакле «Фауст», в которой певец сразу завоевал симпатии слушателей выразительной кантиленой, отличной дикцией, сценическим обаянием. Занимая положение одного из ведущих исполнителей, Гуляев является участником многих спектаклей, создавая в них интересные, радующие самостоятельной творческой мыслью образы…», — так говорилось об артисте, которого полюбил весь Донбасс.
В завершение в сборнике говорится о том, что наш театр оперы и балета несет свое искусство в массы. А быть на высоком творческом уровне артистам помогает взыскательный, но справедливый донецкий зритель.
Вот такие слова были написаны о Донецком театре оперы и балета много лет назад. Они подтверждаются и сегодня, когда уже «Донбасс Опера» продолжает давние славные традиции своих предшественников и покоряет новые творческие высоты.
Автор: Анатолий Жаров.