В 1934 году впервые в СССР в Макеевке передвинули двухэтажный дом, не разрушая его.
Истоки ведут из Москвы в Макеевку
Началом для этой статьи послужил вопрос от коллеги, которая просматривая социальные сети, увидела фотографии и хронику середины 30-х годов ХХ века передвижки больших, старинных домов в Советском Союзе. Быстро выяснили, что это происходило в Москве и руководила работами контора под руководством инженера Эммануила Генделя. Казалось бы, тема исчерпана.
Однако коллега задала вполне резонный вопрос: «А в Донбассе такое происходило? Ведь наш регион является крупным промышленным центром и в те годы велось большое промышленное и жилое строительство». И сразу ответа на этот вопрос не последовало, поэтому, с помощью, того же Интернета началось более детальное углубление в эту историю.
Практически сразу удалось найти небольшую информацию, что истоки уникальной технологии, примененной в столице Советского Союза, ведут в Макеевку.
Как оказалось, что первые передвижки домов, не разрушая их, были еще и в дореволюционной России. Так, в 1897 году в Москве в районе бывшего Николаевского вокзала на Каланчевской площади был передвинут на 100 м двухэтажный кирпичный дом.
Но из-за последующих революционных, военных потрясений такой опыт широкого распространения не получил. Эта практика возобновилась позднее, когда в 1934 году инженер Кирлан передвинул в Макеевке каменное двухэтажное здание почты весом 1300 тонн.
По поручению Косиора
Сначала состоялся визит в Макеевский художественно-краеведческий музей. Там об этом событии кое-что знали и на основании их материалов коллеги из газеты «Макеевский рабочий» в 2017 году написали большую статью.
А именно, в музее хранится фото участников той передвижки здания. На ее обороте карандашом есть надпись, что эта работа была выполнена по поручению тогда руководителя Советской Украины Станислава Косиора (1889 – 1939). То есть, за передвижкой двухэтажного здания почты в Макеевке внимательно следили на самом высоком республиканском уровне. В принципе, это и объяснимо. Дело в том, что этот дом хотели дооборудовать для Дворца пионеров, который и был впоследствии открыт в следующем, 1935 году.
«Забота о детях – большевистская гордость». Этого ни на минуту не забывали руководители макеевских большевиков. Зная, как вождь народов тов. Сталин заботится о детях, имея перед собой пример харьковских большевиков, которые по инициативе тов. Постышева лучшее здание города – бывший дом ЦИК УССР, передали для ребят, макеевцы и себе решили хорошее здание отдать пионерам. Правда оно стояло очень неудобно, уродливо выпирая на мостовую. Тогда по проекту инженера Кирлана решено было это двухэтажное здание передвинуть под углом в 90 градусов», — так написала через год областная газета «Социалистический Донбасс» во время репортажа об открытии Дворца пионеров, по ходу объяснив зачем же нужна была эта самая передвижка здания.
Также в Макеевском музее сейчас хранится еще один уникальный документ о том действии – выписка из протокола партийного собрания Горкомхоза от 16 сентября 1934 года. В нем был заслушан доклад главного инженера Кирлана об окончании передвижки бывшего здания почты.
«Общее собрание отмечает, что передвижка двухэтажного здания бывшей почты на шариках под углом поворота 90 градусов с одновременным поступательным отходом от соседнего здания на 1,9 метра является большим достижением в части теории и практики строительной техники, которая достигнута благодаря упорной работы коллектива рабочих и ИТР Горкомхоза, под руководством инженера Кирлана и технорука тов. Лебедько. Которые своим умением и твердым руководством сумели осуществить на практике, поставленные задачи партией и великим вождем тов. Сталиным «За овладение техникой». Данный опыт является первым в Союзе, должен послужить примером на весь Советский Союз, который крайне важен и необходим в период социалистической реконструкции городов», — записано в этом документе.
Тогда участники собрания выступили с ходатайством перед президиумом горсовета о премировании рабочих и отдельных инженерно-технических работников.
По поводу главного инженера Кирлана: «Как инициатора, автора, непосредственного руководителя передвижки здания и тов. Лебедько – как инициатора и практического руководителя монтажных работ передвижки здания – ходатайствовать перед Президиумом горсовета и ВУЦИКом о награждении орденами Ленина».
Орденом Ленина они тогда не были награждены, но о макеевском опыте рассказали на весь Советский Союз. В частности, главная газета страны «Правда» на своих страницах сообщала, что в помещении при его передвижке даже не отключали телефон, который звонил постоянно. А в номере «Правды» за 23 октября того же года была размещена статья непосредственно инженера Кирлана «Методы передвижки зданий», в которой рассказывалось о том, что сначала было передвинуто небольшое одноэтажное здание весом в 70 тонн, а затем только взялись за бывшую почту.
Из той статьи выясняется, что подготовка заняла два месяца, само передвижение – две недели. В работе участвовало 25 человек, передвижение осуществлялось пятью ручными лебедками и домкратами. Почта была снята с фундамента и поднята металлической рамой, которая передвигалась на шариках. Здание в ходу находилось 8 часов 36 минут, средняя скорость передвижения составляла 8 сантиметров в минуту.
Кстати, как раз во время подготовки этой статьи, на одном из крупных и авторитетных московских аукционов со стартовой ценой в 5 тысяч рублей в издательской мягкой иллюстрированной обложке продавалась небольшая брошюрка 1934 года в 68 страниц с иллюстрациями ленинградского издательства Госстройиздата А. Позднева «Передвижка зданий». В ней также рассказывается об опыте инженера Кирлана в Макеевке.
Судьба же передвинутого здания в дальнейшем сложилась трагически. По информации макеевских журналистов, в годы оккупации города фашистами, Дворец пионеров они использовали как казарму и конюшню, а при отступлении – взорвали здание. Его не стали восстанавливать, а Дворец пионеров переместили в другое место.
Судьба инженера Кирлана
А как же сложилась судьба непосредственно автора метода перетяжки здания – инженера Кирлана? В Макеевском музее о нем подробностей не было известно, даже не знали его полностью имя и отчество – только инициалы Н.Г. Снова пришлось обратиться за помощью к Интернету. И здесь улыбнулась удача!
Сначала удалось выяснить полностью имя главного инженера Макеевского горкомхоза – это был Николай Герасимович Кирлан.
Дальше информация начала потихоньку накапливаться. Удалось выйти на внучку одного из братьев Николая Герасимовича – Петра, проживающей в Санкт-Петербурге. Тогда же выяснилось, что внучка Николая Герасимовича живет в Москве, а в Макеевке проживает племянница инженера Кирлана.
Во время нашей с ней встречи она рассказала немного об истории семьи Кирлан, в которой, как оказалось, было аж три брата инженера-строителя. Александра Васильевна сообщила, что ее дядя родился в нынешнем городе Котовске Одесской области в начале ХХ века – примерно с 1905 по 1907 годы.
«Он был первенцем в большой семье. Его мама – Мария Карповна — неграмотная домохозяйка, а отец – Герасим Кондратьевич — служил на железнодорожной станции. Воспитывали пять детей. Учился в Одесском инженерно-строительном институте. По рассказам моей мамы – семье в те времена было очень тяжело, но все старались, чтобы Николай мог учиться. По окончании вуза Николая Герасимовича назначили на работу в Донбасс, в Макеевку. И когда он приехал сюда – забрал к себе всех своих братьев и сестер, а младшего брата – Василия (моего отца) – оставил с родителями в Котовске. Он, по сути, вытянул всю семью — братья и сестры были очень благодарны за это своему старшему брату, он для них был опорой. Был высоким, худощавым», — сказала она.
В Макеевке Николая Герасимовича назначили главным инженером Горкомхоза. До сих пор сохранился его дом на два хозяина по нынешней улице Островского. Вернее, по словам Александры Васильевны, таким жилье сделал он сам, отдав половину дома для проживания большой семье конюха.
Еще Николай Кирлан, по рассказам его родственников, в Макеевке участвовал в прокладке трамвайного пути к металлургическому комбинату имени Кирова, строительстве знаменитого на весь Советский Союз до начала Великой Отечественной войны стационарного цирка. В годы Великой Отечественной войны он трудился на оборону.
Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1943 года управляющий ГССК-51 Наркомсудпрома Николай Кирлан был награжден орденом «Знак Почета». По некоторым данным, он в это время находился в городе Горький (ныне снова Нижний Новгород), но, наверное, из-за секретности, подробностей его работы там не осталось.
По словам Александры Васильевны, Николай Герасимович был очень скромным человеком. После войны работал уже в городе Сталино (ныне Донецке) и жил в квартире возле ЦУМа. Уже после войны он, по некоторым данным, участвовал в строительстве моста возле нынешней Макаронной фабрики в Донецке.
Но точно то, что под авторством инженера Николая Кирлана, в Бюро технической информации Министерства угольной промышленности СССР вышло несколько книжек для профессионалов. Так, в частности, в архиве его племянницы есть брошюра 1951 года издания под названием «Новые методы разработки и применения горелых пород для строительства», а годом ранее он был автором книги «Указания по переработке горелых пород шахтных террикоников и их использованию в строительстве». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что инженер Кирлан после войны занимался, в частности, проблемой использования в строительстве наших терриконов.
Примерно в 1954 году Николая Кирлана перевели на работу в Министерство в Москву. Но там он заболел и ему сделали операцию, после которой он долго не прожил и умер где-то в 1957-1958 году. Похоронен в Москве.
Дочь талантливого инженера Николая Кирлана – Лариса стала детским лор-врачом. Ее муж – заслуженный врач Александр Лебедев, военный хирург. У них двое детей: Алексей (по стопам деда пошел — стал военным строителем, но, к сожалению, его уже нет в живых) и дочь Наталья (лор-врач). Внучка Николая Герасимовича тоже стала врачом.
Два брата Николая Кирлана также стали строителями.
Леонид Герасимович Кирлан (1908 – 1989) стал заслуженным строителем РСФСР, заслуженным деятелем науки и техники БАССР, был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», несколько лет тому назад решением правительства Башкирии ему была установлена мемориальная доска в городе Уфа. Выпускник Харьковского инженерно-строительного института 1938 года. В годы Великой Отечественной войны — главный инженер строительной конторы треста «Уфимнефтезаводстрой», а затем – главный инженер треста «Башнефтезаводстрой».
Как вспоминал в одном из интервью член Совета Российского союза строителей, заслуженный строитель РФ, Почетный строитель России Рашит Мамлеев: «Он никогда не обедал, не брал отпусков, все свои премии перечислял в детский дом, хотя сам имел семью, двоих детей. Я у него, бывало, спрашивал: «Леонид Герасимович, когда уже дадите мне отпуск?». Он мне: «Подожди, пойдем вместе». Это значило — никогда. Учил: всегда поступайте так, чтобы любому, с кем работали, вы и через много лет могли с чистой совестью смотреть в глаза».
Военным строителем стал Петр Герасимович Кирлан (1909 – 1982). Как рассказала его внучка – Оксана Николаевна Смирнова, ее дедушка во время блокады Ленинграда следил за транспортом по «Дороге жизни». За это был награжден медалью «За боевые заслуги».
«За время работы в должности помощника командира полка по технической части показал себя с положительной стороны. В тяжелые дни зимы 1941-1942 годов принимал активное участие в организации эвакуации населения и перевозки грузов для Ленфронта через Ладожское озеро. Водительский состав, работавший на трассе, под его руководством, показал высокую дисциплинированность, выучку и мастерство, преданность нашей Родине…», — записано в его наградном листе.
«Он редко рассказывал о своих подвигах, увы. Он считал, что все должны защищать свою Родину. После войны мой дедушка был начальником транспортного цеха строительного треста на Мойке… Там и проработал до пенсии», — сообщила о нем его внучка.
Затем в семье Кирлан шла по возрасту сестра Люся, которая много лет прожила в Макеевке в том дом, где первое время жил Николай Герасимович. Потом она переехала жить в Пермь.
Самым младшим был – Василий Герасимович Кирлан. Из Котовска он пошел на фронт, был контужен и ранен в 1943 году. В госпитале встретил медсестру и женился. В 1944 году у них родилась Александра. В госпитале капитана Василия Кирланда (так его фамилию по ошибке записали в паспорт) подлечили, но осколок остался в голове.
«Он хотел перевести семью в Котовск. Поехал сам через Москву, остановился у Николая. Но 9 января 1948года зашевелился осколок и он умер. Ему было 29лет. Следом умерла жена. В возрасте трёх с половиной лет дочь забрала в Макеевку моя тетя Люся. Я воспитывалась в их семье. Светлая им память.Они меня вырастили и выучили. Светлые люди. Отцовскую фамилию я сохранила хотя и вышла замуж. Кирланы очень были дружные . Общались друг с другом, почитали родителей и Николая. Лара часто после войны бывала в Макеевке, перед смертью мужа планировали посетить Макеевку и Котовск, но увы, не успели», — рассказала некоторые подробности о своей семье племянница Николая Герасимовича, проживающая сейчас в городе Макеевке.
Вот такая история получилась об уникальной технологии передвижки зданий, получившей в СССР истоки в Макеевке, и история жизни автора этого метода – инженера Николая Герасимовича Кирлана.
Автор: Анатолий Жаров.
Фото из архива семьи Кирлан и Макеевского художественно-краеведческого музея.