Этой весной исполнилось без малого почти как полвека, когда возле школы №54 в Киевском районе города Донецка был установлен бронзовый бюст Герою Советского Союза Зое Анатольевне Космодемьянской (13.09.1923 – 29.11.1941).
Каким-то образом случилось, что факт нахождения памятника фактически в центре Донецка Герою Советского Союза, первой женщине, удостоенной этого высокого звания в годы Великой Отечественной войне, стал обыденным делом. Подробностей его установки уже не помнят, но благодаря воспоминаниям и фотографиям выпускников школы № 54 немного удалось собрать историю создания памятника и как оказалось… Он был не один, а еще ранее здесь был ростовой памятник Зое Космодемьянской – одному из реальных символов героизма, патриотизма советского народа в те грозные годы, отдавшей свою молодую жизнь за Победу своей Родины и счастье других людей
Автором первого памятника был известный донецкий скульптор Владимир Костин
История школы началась в 1953 году, когда Сталинским горсоветом было принято решение о строительстве новой школы по улице Артема. И уже 1 сентября того же года в новом учебном заведении города начались занятия. Хотя, наверное, можно считать таковым и 4 ноября 1953 года. В тот день на заседании исполкома Сталинского горсовета был утвержден акт госприемки школы №54 на поселке ЦГСД полезной площадью 3094 кв. м и жилой площадью 39,6 кв.м (Госархив ДНР, Фонд Р-279, оп.3, д.928, лист 30).
Однако имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской школа получила не сразу, а спустя пару лет. Как оказалось, копия этого документа в самой школе не сохранилась. К сведению нынешнего руководства этого общеобразовательного заведения, ее можно найти все в том же Государственном архиве Донецкой Народной Республики. На заседании исполкома Железнодорожного райсовета города Сталино (тогда территориально относилась к этому району школа) было решено «присвоить школе №54 Железнодорожного района имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской». (Протокол №22 от 15.09.1955 года, Госархив ДНР, Фонд Р-3019, оп.1, д.17, л.136).
Отдельного упоминания об этом событии в областной прессе в тот год не было. Но, не исключена такая возможность, что такое решение по ходатайству педагогического коллектива и учеников школы было принято и после прочтения одной из статей в главной молодежной газете области «Комсомолец Донбасса». Летом того года на ее страницах шло обсуждение как воспитать молодому человеку в себе силу воли. Вот тогда редакция «КД» решила обратиться к Любови Тимофеевне Космодемьянской с просьбой «рассказать донецкой молодежи о том, как росли, закалили свою волю ее дети – Зоя и Александр Космодемьянские, героические образы которых вдохновляли и вдохновляют нашу молодежь на славные дела во имя любимой Родины».
И мама Зои Космодемьянской прислала свой ответ на эту просьбу и ее письмо под заголовком «Подвиг рождается в малом» было опубликовано в номере «Комсомольца Донбасса» за среду, 20 июля 1955 года.
«Мои дорогие юные друзья, комсомольцы и молодежь Донбасса! Вы стоите на пороге самостоятельной жизни, многие из вас уже вступили на трудовой путь и, конечно, почти все из вас учатся или заканчивают учебные заведения. Широкий и светлый путь открыла перед вами наша родная советская власть, народное правительство. Для того, чтобы достойно пройти по этому пути, для того, чтобы достичь высокой науки, вооружить себя прочными передовыми знаниями, чтобы стать полезным для своей социалистической Родины человеком, для этого надо немало поработать над собой…», — написала она в начале своего письма.
Далее Любовь Тимофеевна рассказала о том, как учились в школе ее дочь и сын, о некоторых чертах их характеров.
«Характер и убеждения человека выковываются постепенно, в процессе повседневной жизни… изо дня в день закалялись воля и характер моих детей, в них вырабатывались упорство и настойчивость – каждое начатое ими дело они стремились довести до конца. Полученная ими в школе, комсомоле, семье моральная закалка помогла им до своих последних дней выполнить свой долг и остаться верными детьми своей Родины, без колебаний отдать свои юные жизни за дело правды и справедливости. Такова, мои молодые друзья, была жизнь ваших сверстников Зои и Шуры. Они были такими же простыми советскими ребятами, как и вы, и поэтому путь к воспитанию мужества, стойкости и воли – равно открыт и перед вами. Нет готового рецепта – как стать героем, есть лишь один единственный путь к этому – каждодневное воспитание в себе этих качеств, быть принципиальными и требовательными к себе…», — подчеркивала в письме к молодежи Донбасса мама Зои Космодемьянской.
Наверное, (пока об этом архивные документы не найдены), тогда же перед школой № 54 и появился первый памятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской. И это не был нам привычный бронзовый бюст, который как записано во всех справочниках был установлен в 1953 году, а была железобетонная скульптура отважной комсомолке в полный рост и в руках Космодемьянской был автомат ППШ. Ростовая фигура была установлена на высоком постаменте (примерно высотой около 2 м), что было запечатлено на сохранившихся фотографиях уже конца 60-х годов одной из выпускниц школы.
И эта скульптура очень похожа (практически в один в один) на произведение, автором которого является известный донецкий скульптор Владимир Макарович Костин (1917 – 1995). Выпускник Одесского художественного техникума и Киевского художественного института. Член Союза художников с 1947 года. С 1949 года участник областных, республиканских, всесоюзных художественных выставок. Автор ряда известных скульптурных произведений в Донецке – памятника «Непокоренные» на братской могиле руководителей Авдотьинско-Буденновской подпольной группы и чекиста Павла Волина в Пролетарском районе (1957 год), памятника Куйбышеву (1961 год) и памятнику Артему на улице Артема (1967 год), а также Никите Изотову в Горловке, ряде памятников в Комсомольске-на-Амуре (в 40-е годы), Кокшетау в Казахстане и др.
Однако, вернемся к памятнику. В номере главной областной газеты «Социалистической Донбасс» за субботу, 11 апреля 1953 года был опубликован снимок известного донецкого фотокорреспондента Льва Самсоновича Азриеля из мастерской скульптора Костина.
«Донецкий скульптор В. Костин работает над скульптурой Зои Космодемьянской, которая будет установлена в кинотеатре «Комсомолец» в городе Сталино», — так гласила текстовка к этому фото.
Пока можно предположить, что ростовая скульптура Космодемьянской вначале и стояла в фойе кинотеатра, а уже через два года было решено поставить ее возле школы №54. Для этого историкам или краеведам еще предстоит найти архивные документы, но, вне всякого сомнения, что вид первого памятника Зои Космодемьянской возле этой школы аналогичен с работой Костина.
Бронзовый бюст Зое Космодемьянской
Первый памятник Зое Космодемьянской простоял как минимум до 1971 года. К этому памятнику возлагали цветы, в том числе и иностранные делегации. К примеру, на сохранившейся и попавшей к автору статьи фотографии видно, что живые цветы к памятнику Зое Космодемьянской в Донецке возложили члены делегации, быть может, — из Индии, судя по их одежде и внешнему виду.
Точно этот памятник в 1970 году видел прославленный советский военачальник, уроженец Донбасса, генерал-полковник, Герой Советского Союза Иван Ильич Людников (1902 – 1976). Он в тот год встречался с учащимися школы №54.
А потом первый памятник заменили на бронзовый бюст и гранитный постамент. Дело в том, что уже тому памятнику и постаменту требовался капитальный ремонт (особенно постаменту, что видно на старом фото). Случилось это при директоре школы Родионе Максимовиче Тукове. Точная дата открытия бронзового бюста тоже не сохранилась, хотя в интернет-группе «Старый фотоальбом Донбасса» в социальной сети Facebook Евгений Крысин опубликовал фото с церемонии открытия нового памятника, датировав его весной 1971 года.
И снова не было об этом упоминания в областной прессе, хотя событие и нерядовое. Но в те годы, в городе Донецке происходила замена на новые или снос аварийных, не представляющих уже художественной ценности памятников. Так на заседании Калининского райисполкома 10 мая 1972 года (запомните этот год!!!) было принято решение за № 9/123 «О приведении в порядок архитектурных памятников, скульптур и братских могил». В нем говорилось о том, что «памятник Герцену – школа № 6, бюст Калинина – на территории областной больницы Калинина, бюст Карлу Марксу – территория школы № 35 снять до 20.051972 как не представляющих художественной ценности. Дальнейшая реставрация нецелесообразна». Быть может, подобным решением была проведена замена и памятника Зое Космодемьянской возле школы № 54. Благо на тот момент, бронзовый бюст был уже готов.
Правда, в паспорте на эту скульптуру в отделе охраны памятников истории и культуры Донецкого республиканского краеведческого музея указано, что замена старого памятника на новый была произведена в 1965 году. На государственном учете бронзовый бюст состоит с 1973 года.
Творение скульптора Сергея Гонтаря и литейщика Виктора Белана
Авторами бронзового бюста Зое Космодемьянской возле школы №54 в Донецке являются известный донецкий скульптор Сергей Алексеевич Гонтарь и литейщик донецкого завода «Ремкоммунэлектротранс» Виктор Андреевич Белан. Их имена есть внизу с левой стороны задней части бюста. А вот фамилию архитектора, к сожалению, снова история не сохранила.
Сергей Гонтарь родился 5 января 1930 года на станции Роя. Закончил: Одесское художественное училище (1952), Киевский художественный институт (1958). Работал в отрасли станковой и декоративной скульптуры. Трудился в Донецком художественно-производственном комбинате. Участвовал в республиканских выставках. Персональная выставка прошла в Донецке в 1980 году. Основные произведения: портреты сталеваров — В. Перебийноса (1960), В. Волкова (1975), шахтеров — В. Рижевича (1961), С. Рябошапки (1975), дирижера В. Гнедаша (1961), писателя И. Гонимова, артиста М. Грынды (1965), А. Стаханова (1973) и И. Стрельченко (1979), памятники — Т. Шевченко (1961), Петровскому в Петровском районе Донецка, Героям Советского Союза — Г. Сенатосенку (1967), В. Ежкову (1977), П. Лихолетову, афганцам (1998), Л. Быкову (2001) и другие. Автор памятнику макеевскому комсоргу, молодому сталевару Владимиру Грибиниченко, геройски погибшего на трудовом посту во время аварии на металлургическом комбинате имени Кирова. Также Сергей Гонтарь сделал большой барельеф композитору Сергею Прокофьеву, который сейчас находится в фойе на первом этаже Донецкой государственной академической филармонии. Произведения скульптора хранятся в Донецком республиканском художественном музее, в Горловском художественном музее.
Сергей Алексеевич Гонтарь был лауреатом областной комсомольской премии имени Артема. Однако, по сохранившимся его документам и каталогу произведений, с бюстом Зое Космодемьянской получается интересная, но запутанная история.
В каталоге указано, что в 1965 году им был сделан бюст Зое Космодемьянской из бронзы, а постамент из гранита. Размеры бюста (без постамента) 140Х120Х70. Таким образом, как бы совпадает с информацией краеведческого музея, что бюст мог быть заменен в 1965 году. Но в том же каталоге далее, под фотографией, и в рукописных документах скульптора указан 1972 год как создание бронзового бюста возле школы №54 в Донецке.
Еще выяснилось, что к теме подвига Зои Космодемьянской скульптор обращался неоднократно. Так, в 1970 году он сделал памятник из бетона в Зуевке, который был установлен в 1974 году возле местной школы №11 потому, что тогда пионерская дружина носила имя девушки-героя. Этот ростовой памятник отважной разведчице-диверсантки в распахнутом полушубке и с автоматом ППШ в руке стоит до сих пор там (но он отличается от того, что был в Донецке до бронзового бюста). По воспоминаниям историков этой школы, в деле увековечивания Зои Космодемьянской в Зуевке участвовали сами школьники. Они собирали макулатуру, металлолом, старшеклассники работали в колхозе и заработали на памятник 4 тысячи 871 рубль и уже на эти деньги в Донецком художественном комбинате смогли приобрести готовый памятник авторства Сергея Гонтаря.
Еще, согласно каталогу произведений скульптора, в 1975 году для музея школы №54 города Донецка Сергей Алексеевич создал гипсовый портрет Зои Космодемьянской (его размеры — 80Х70Х56). Какова его дальнейшая судьба – увы, сегодня неизвестна, так как нет уже того музея в школе.
Дата открытия бронзового бюста Зои Космодемьянской требует еще своего уточнения, но, скорее всего, все-таки это был 1972-й год. Однако авторство Сергея Гонтаря сомнению не подлежит.
Автору статьи еще до войны, в начале 2000-х годов, довелось лично беседовать с литейщиком донецкого завода «Ремкоммунэлектротранс» Виктором Андреевичем Беланом. Правда, тогда был повод немного другой – история знаменитой кованой художественной ограды Горсада в городе Сталино. В своем интервью ветеран на даче поселка шахты имени Абакумова (ныне там проходит линия фронта) рассказал, что ему довелось не только участвовать в ковке той ограды, но и в создании еще нескольких знаковых памятников в Донецке. К примеру, Виктор Белан отлил в бронзе наш знаменитый памятник «Слава шахтерскому труду» (авторы — скульптор Константин Ракитянский и архитектор Павел Вигдергауз) в Киевском районе города Донецка, олицетворяющий шахтерский труд.
«Работаю я себе спокойно в цехе, и вдруг прибегают ко мне из конторы и говорят: «Быстро иди к директору!» Пошел я к нему вместе с технологом Борисом Шапиро. Заходим в кабинет к директору Якову Куперману и видим, что с ним сидят двое незнакомых людей. Яков Давыдович, показывая небольшую статуэтку, говорит мне: «Виктор! Надо отлить эту скульптуру в большом размере. Берешься?» Я немного подумал и после некоторой паузы ответил: «Надо — значит надо!» Здесь один из незнакомцев подымается и жмет мне руку. Это был скульптор Константин Ракитянский», — рассказал подробности создания памятника ветеран литейного дела. Позже Виктору Белану сказали, что ранее от этой работы отказались трое формовщиков, специально приехавших в Донецк из Киева, и литейщики с нашего «Точмаша». «Директор заявил, что я должен успеть изготовить фигуру к началу работы XXIII съезда КПСС (29.03–6.04.1966 года. — Прим. автора). При этом он предупредил, чтобы я к этому сроку выполнил и свою основную работу — сделал тормозные барабаны для новых троллейбусов. Как говорят, не считаясь с личным временем, мы поднатужились и к оговоренному сроку выполнили заказ», — подытожил он. Участвовал Виктор Белан и в создании фонтана на площади имени Ленина. Как видим, занимался и отливкой бронзового бюста Зое Космодемьянской.
Вот такая вкратце получается история памятника Зое Космодемьянской возле школы №54 в Донецке. И быть может точку в ней ставить рано и после публикации этой статьи ее дополнят новой информацией выпускники школы.
Материал подготовил Анатолий Жаров, фото современного вида памятника Зое Космодемьянской возле школы №54 в Донецке Геннадия Казакова.