История. Художник Михаил Панченко: Сопряжение искусства и науки меня окрыляло

Художник, медальер, скульптор, ученый и изобретатель сделал более 2 тысяч памятных медалей, был автором нескольких гербов городов, логотипов известных предприятий, эскизов значков. Большинство из них имеют отношение к Донбассу.

 Недавно на сайте «Правда ДНР» была опубликована большая статья об истории создания монумента «Твоим освободителям, Донбасс!» в Донецке и памятной плакетке в честь его открытия 8 мая 1984 года. Тогда удалось совсем мало нашли информации об авторе сувенира – художнике-медальере Михаиле Павловиче Панченко. Однако эта тема получила свое продолжение. С автором связался внук художника Игорь и больше рассказал о своем деде.

Учился у признанных мастеров и участвовал в создании известных памятников

Изобразительному, скульптурному, медальерному искусству Михаил Павлович Панченко учился в молодые годы у признанных мастеров своего дела. По словам его внука, в Баку обучался в художественном училище, а в Москве учился на архитектора, постигал премудрости у главного художника Ленинградского монетного двора Николая Александровича Соколова (сохранились в архиве Панченко его автограф). В Москве учился у скульпторов Александра Кибальника, Николая Томского. Полученные знания, закреплял  на практике, участвуя в составе творческих коллективов в создании известных памятников столицы Советского Союза.

Кроме указанных в предыдущей статье работ, Михаил Панченко создавал фонтан «Дружба народов» на ВДНХ СССР, скульптуры быков в павильоне «Мясная промышленность» там же (в группе скульптора П.А.Баландина), делал резные работы на некоторых станциях московского метрополитена, работал над проектом монумента «Покорителям космоса» («Советской космонавтике»).Также он участвовал в создании памятника Маяковскому.

«Дед помогал Кибальникову его лепить. Точно знаю, что ноги поэту Михаил Павлович делал», — рассказывает Игорь Панченко.

Подтвердилась информация о работе Михаила Павловича и в одном из самых засекреченных городов Советского Союза — Красноярске-26. При строительстве там театра делал он лепнину на здании и затем стал театральным художником. Зимой на радость жителям секретного города создавал сказочные ледяные фигуры по персонажам сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Уже в более позднее время выполнял работы в Судаке, Ялте, Сухуми, Братске, Иркутске. В Киеве участвовал в реставрации Владимирского и Михайловского соборов. На протяжении сознательной жизни занимался и изобретательством. Особое место в его жизни занимали изготовление музыкальных инструментов. Это были гитары, виолончели. У них было особое звучание.

Донбасс стал для художника второй Родиной

Так случилось, что для Михаила Павловича Панченко донецкий край фактически стал его второй Родиной. Кстати, еще его отец – известный советский поэт, переводчик дружил со своими донецкими коллегами, в частности, с писателем Павлом Байдебурой.

В Донбассе Михаил Павлович прожил немало лет и здесь самыми яркими красками раскрылся его творческий талант. В Донецке художник оказался в 60-е годы прошлого столетия.

«Сначала дед приехал в командировку. Работал в Донецке, Комсомольском, затем стал начальником конструкторского бюро. С 1965 по 1973 годы трудился в отделении художественного фонда УССР», — рассказал подробнее его внук.

И у нас он стал известным как модельер, хотя в молодости писал живописные картины.

Попытку попробовать себя в новом жанре искусства, по словам его внука, Михаил Панченко сделал в 1956-1957 годы, участвуя в конкурсе на разработку эмблемы для VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Однако тогда был утвержден другой вариант.

По воспоминаниям самого Михаила Павловича, первую свою памятную медаль здесь он сделал к Кубку СССР по гребле на байдарках, который прошел в 1972 году на спортивной базе в Зугрэсе. «Её благосклонно приняли и вручили победителю», — говорил художник. А дальше пошла уже большая работа.

Михаил Павлович делал художественное оформление, эскиз значков, логотипы предприятий и торговых заведений Донецка (универмагов «Радуга» и «Донбасс»). Именно Панченко придумал знаменитую эмблему торгового комплекса «Белый лебедь».

Как рассказывал сам автор эмблемы своему внуку, даже премию выплатили ему за эту работу — 40 рублей. «Еще был знак в серебре, который вручался особо отличившимся работникам торговли», — вспоминает слова деда Игорь Панченко. На нашей кондитерской фабрике делал формы и эскизы этикеток для конфет.

Михаил Павлович является автором гербов городов Макеевки (в основе его четырехвалентный атом углерода, объясняющий три главные экономические составляющие города — угледобывающую, металлургическую и коксохимическую промышленности), Харцызска и нескольких других городов нашей области в советское время.

Среди его работ: знак «Почетный колхозник», значок и памятная медаль Донецкого научного центра на ВДНХ СССР в 1985 году, юбилейные медали к 100-летию Донецкой железной дороги, медали к боксерскому турниру имени Стаханова и много-много других произведений.

«Черная» страница в жизни

Была и такая, а не все было успешным. Примерно в 1973 году Михаил Панченко был арестован и получил срок за то, что изготовил на заказ православные крест. По словам внука, якобы его сдал правоохранительным органам Филарет (Денисенко). Говорят, что следователям в будущем партриарх-раскольник заявил, что крест был сделан из золота ордена Ленина. Во время обыска были изъяты матрицы и много работ мастера и судьба их до сих пор неизвестна. «Поэт Сергей Михалков, помнивший Михаила Павловича еще с детства, помог ему выйти из заключения. В марте 1973 года снова был на свободе и пошел на концерт в Донецкую филармонию, где выступал тогда известный музыкант, пианист Станислав Нейгауз, которого дед знал еще по жизни в эвакуации в интернате в городе Чистополе в начале Великой Отечественной войны», — рассказал Игорь Панченко.

Гальваническая лаборатория в ДонФТИ

Так мы медленно, но уверенно подходим к подробностям изготовления памятной плакетки в честь открытия монумента «Твоим освободителям, Донбасс!». Сделана она была в  гальванической лаборатории Донецкого физико-технического института АН УССР, где трудился Михаил Павлович. «Сопряжение искусства и науки меня окрыляло», — сказал он в одном из интервью незадолго до своей смерти.

Над созданием опытного производства художник работал примерно с 1983 года. Одной из его главных целей было получить дополнительное финансирование научных работ, в том числе и на «оборонку» и космос. Производство в этом Донецком НИИ было налажено серьезное. За четыре года работы лаборатории Михаил Панченко с учениками сделали 60 памятных медалей, наград для академиков, известных ученых, различных международных организаций. Изготавливались в той мастерской и красивые настенные тарели. Все это реализовывалось в специально созданном отделе универмага «Белый лебедь». Но в гальваническом цеху физико-технического института, делали не только сувениры и памятные медали. Так для советских спутников для изучения Венеры и кометы Галлея там изготовили волноводы для криогенных установок.

Памятная плакетка была в двух вариантах

С известным донецким скульптором, одним из авторов монумента «Твоим освободителям, Донбасс!» Юрием Балдиным Михаила Панченко связывала давняя крепкая дружба. Таким образом, подтвердилось предположение, которые было высказано в статье о создании монумента, о знакомстве автора памятной плакетки со строителями памятника. Внук Панченко предоставил фото непосредственно создания монумента. Кстати, скульптор Юрий Балдин начал в Донецке лепить памятник Михаилу Павловичу, но реализовать эту задумку так и не удалось пока – в 2014 году в Донбассе началась война.

Как и предполагали в прошлой статье, памятная плакетка в честь открытия монумента «Твоим освободителям, Донбасс!» была изготовлена в двух вариантах. Первым из них считается уже известный односторонний вариант, один из экземпляров которого теперь занял достойное место в экспозиции Военно-исторического музея Великой Отечественной войны в Донецке. В 1985 году работа по ее изготовлению была оценена, согласно паспорта на произведение декоративно-прикладного искусства, в 825 полновесных советских рублей.

А двухстороннея плакетка стоила еще дороже – 1732 рубля 50 копеек. У Игоря Панченко сохранилось техническое описание ее. «Настольный двухсторонний сувенир «Твоим освободителям Донбасс» по своей конструкции представляет собой устойчивую вертикальную плакетку сложной формы, полученной путем гальванопластики. На лицевой выпуклой стороне в обрамлении рельефных лучей изображение воина и шахтера (монумент «Освободителям Донбасса» г. Донецка) на фоне победного фейерверка. Обратная сторона изображает выпуклое солнце в ореоле рельефных лучей, в основании – глыба угля и мемориальная роза. Плакетка отполирована, почернена и вскрыта лаком. Ширина – 35 мм, длина – 125 мм, высота – 125 мм. Для изготовления сувенира «Твоим освободителям Донбасс» применяют следующие материалы: кварцевый песок, медь, эпоксидная смола, ткань фланель (саржа), цвета – зеленый (серый, бордо, синий)…», — указывалось в этом документе.

Двухсторонние плакетки в честь открытия памятника Михаил Панченко подарил генералу Лелюшенко, летчикам-космонавтам Береговому, Кизиму, американскому астронавту Джеймсу Ирвину (1930-1991). Экземплярые ее были переданы автором в музей Октябрьской Революции, Государственному историческому музею, Оружейной палате Кремля в Москве и т.д.

Сувениры из уничтоженных ракет и медаль Чарльзу Хайдеру

Особое место в творчестве медальера Панченко занимают работы, созданные им в годы перестройки, когда Советский Союз и США подписали договор об уничтожении баллистических ракет средней дальности, в ходе которого СССР порезал на металл на базе Лесная в Белоруссии свои ракеты Р-12. Одна из его работ – сувенир из ракетного металла побывала на околоземной орбите и потом была подарена президенту США.

Сделал Михаил Панченко памятную медаль и для ставшего в то время известного на весь мир своей многодневной голодовкой борца за разоружение, американца Чарльза Хайдера. «У деда сначала было написано на медали: «Смертью смерть поправ», но в Москве попросили чуть изменить девиз и американскому борцу за разоружение вручили медаль со словами: «Смелостью смерть поправ». В последние годы жизни хотел построить по всему миру Всемирный колокол», — рассказывает Игорь Панченко.

По словам внука, Михаил Павлович одними из самых любимых и важных среди своих работ считал: сувенирный комплект медалей из ракетного металла, двустороннюю плакетку в честь монумента «Твоим освободителям, Донбасс!» и медаль Хайдеру.

Работать не переставал до самой смерти
С 1988 по 2007 годы в Донецке Михаила Панченко не было — он жил и работал в Москве, а затем снова вернулся в наш город. В это время он также продолжал работать, но практически все эти работы остались лишь только в гипсе. Так, по словам внука, Михаил Панченко делал работу для музея Паустовского в Старом Крыму, для одного из благотворительных фондов, чей офис был в Донецке. Переделывал он тогда и медаль «Мыслитель» для Верховной Рады Украины.

К открытию стадиона «Донбасс Арена» он также сделал эскиз памятной медали болельщикам.

«Дед дружил со многими известными артистами, музыкантами, журналистами. Бюст Владимира Высоцкого лепил с натуры. О нем неоднократно снимали телесюжеты, в том числе и в Донецке, писали в газетах. В 2007 году областной художественный музей провел выставку работ Михаила Панченко
Работал по 20 часов в сутки всю жизнь до последнего дня. Художник, гравер, скульптор, архитектор, писатель, инженер, изобретатель, композитор, дачник.  Я все время удивлялся: как он все успевает делать! К моей печали, многие работы даже подписать не успевал, так что теперь по эскизам, обрывкам, фото, по памяти, с трудом нахожу потихоньку», — сказал его внук.

21 августа 2019 года Михаилу Павловичу исполнилось бы 89 лет. К сожалению, он умер в сентябре 2009 года и похоронен в Москве. Но оставил после себя он большое богатство – стал отцом шести детей и был дедом 9 внуков, а творческие работы его до сих пор продолжают жить среди людей.

Автор Анатолий Жаров

Фото и документы для статьи предоставлены внуком художника Игорем Панченко

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее