У известного рок-исполнителя Александра Градского есть в биографии и донецкие странички
В штате Донецкой филармонии получил, как он сам об этом говорил, первый опыт филармонической деятельности в 1967 году. А через пять лет Александр Градский дал концерты в столице Донбасса во главе вокально-инструментального ансамбля «Скоморохи». Затем он неоднократно бывал в Донецке, но уже в качестве солиста
Александр Градский работал в Донецкой филармонии
Донецкая государственная филармония являлась одним из ведущих учреждений такого рода во всем Советском Союзе. На гастроли в Донбасс, организацией которых занимались в нашей областной филармонии, с удовольствием ехали ведущие артисты СССР и стран социалистического лагеря, а также коллективы и исполнители из Европы и США. Многие известные деятели советской эстрады были штатными сотрудниками нашей филармонии. Некоторые из них именно в Донецке и получили, как они через много лет сами рассказывали, свой первый филармонический опыт.
Одним из таких артистов является Александр Борисович Градский – советский и российский певец, композитор, гитарист, поэт, музыкальный и общественный деятель.
20 января 1967 года на временную работу в штат Донецкой областной филармонии были зачислены артисты вокально-инструментального ансамбля «Современники». Директор нашей филармонии Алексей Омельченко тогда своим приказом дал распоряжение руководителю ансамбля Давиду Федоровичу Тухманову приступить к подготовке концертной программы в Москве и прибыть в Донецк для сдачи ее Художественному совету филармонии 11 февраля 1967 года. Правда, уже в мае того же года супруги Тухмановы взяли отпуск без содержания, который они продлили с 1 июня по 15 сентября. А с 16 сентября того же года они взяли расчет по семейным обстоятельствам.
Вот в этот творческий коллектив приказом №272 от 14.09.1967 года и.о. директора Донецкой филармонии В.Дюбы в будущем Народный артист России и лауреат Государственной премии Александр Градский был зачислен на временную работу сроком до 2-х месяцев на должность саксофониста с 14 сентября. С 10 ноября он был освобожден от работы в нашей филармонии в связи с окончанием временной деятельности. Таким донецким получился, как говорил потом сам Александр Борисович, первый филармонический опыт у него.
«Скоморохи» в Донецке в 1972 году
А через пять лет – в конце августа 1972 года Александр Градский дал в Донецке концерты уже будучи во главе вокально-инструментального ансамбля «Скоморохи». Этот ВИА был образован после того, как Градский со своей группой «Славяне» решили исполнять только русскоязычную музыку. Поначалу «Скоморохи» исполняли не только песни Градского, но и Александра Буйнова, Юрия Шахназарова. Уникальность этой группы состояла, прежде всего, в том, как говорят эксперты, что они «ходили по путям, никому до них неведомым». Градский определял «чистоту» идеи, но в остальном все были равны.
В 1971 году на фестивале «Серебряные струны» в Горьком (ныне Нижний Новгород) этот музыкальный коллектив, поделив первое место с ВИА «Ариэль», завоевал 6 призов из восьми, а три из них получил лично Александр Градский. В том же году ансамбль сделал свою первую звукозапись на радиостанции «Юность». Потом Градский начал набирать популярность и с 1972 года ансамбль «Скоморохи» становится аккомпанирующим составом и проводником музыкальных идей своего руководителя. О Градском и о группе говорят: «Голос Америки», Московское радио, его первые песни звучат по всему Советскому Союзу.
В Донецк на гастроли ансамбль приехал в таком составе: Александр Градский (гитара-соло), Юрий Шахназаров (бас-гитара), Александр Бу йнов (электроорган), Глеб Май (флейта, рояль), Борис Богрычев (барабаны). Об этом рассказывает и сохранившаяся большая афиша, отпечатанная в Донецкой гортипографии №1 в конце августа 1972 года.
Интересен тот факт, что об их концертах не было ни одного анонса в наших областных газетах. Можно предположить, что ВИА «Скоморохи» не выступали от имени Донецкой филармонии, так как все «филармонические» концерты других творческих коллективов и солистов анонсировались в газетах. В августе-сентябре тогда выступали в Донецке болгарская певица Маргарита Григорова, советские ВИА — «Поющие гитары», «Песняры», «Калинка», а также зарубежные эстрадные коллективы – югославский ансамбль «Индекс», чехословацкий эстрадный ансамбль «Фламинго», эстрадный ансамбль «Музыкальные ритмы» (ГДР), ансамбль венгерских цыган «Ловари».
Да, и концертные площадки у «Скоморохов», наверное, были сильно попроще. Не было их на сцене концертного зала филармонии, а также и в летнем кинотеатре «Кальмиус» и Дворца культуры имени Ленина Донецкого металлургического завода (ныне Центр славянской культуры), которые активно использовала Донецкая филармония.
Поэтому, как сам через много лет в своей книге воспоминаний признался Александр Градский, концерты в Куйбышеве и Донецке были великолепны в музыкальном отношении, но плачевны в финансовом.
Однако, так или иначе, донецкая страничка на начальном этапе музыкальной карьеры Александра Градского была и этот факт уже стал историей.
Автор: Анатолий Жаров.