«Правда ДНР» с помощью информаций из подшивок газет «Социалистический Донбасс» и «Комсомолец Донбасса» вспомнила основные события, которые произошли в Донецке 50 лет назад.
В цирке «Космос» выступал всемирно известный иллюзионист Игорь Кио
Новая программа «Иллюзионный аттракцион» в двух отделениях лауреата международной премии Оскар Игоря Кио на арене донецкого цирка «Космос» стартовала 12 марта. Она длилась несколько месяцев до 27 июня. В номере газеты «Комсомолец Донбасса» за 30 мая была напечатана большая статья «Просто он работает «Волшебником» о выступлениях известнейшего циркового артиста.
«Быстрота исполнения номера, мгновенная смена одного трюка другим – основа успеха… Демонстрировать аппаратуру нужно так, чтобы зрители просматривали ее со своих мест чуть ли не насквозь. Публика должна чувствовать, что артист почти раскрывает свои тайны, а они, зрители, все понимают и знают, что они вот-вот «поймают» артиста, разоблачат его и заранее предвкушают это удовольствие. А тут-то начинается своеобразное «соревнование», требующее максимального внимания и настороженности с обеих сторон. Артист, работая быстро, молниеносно, безукоризненно тонко, с юмором и шуткой, все время должен отвлекать внимание публики, направляя его на второстепенное и ненужное, но кажущееся именно самым главным и важным…», — поделился в статье своим секретом Игорь Эмильевич Кио.
Строился текстильный гигант в шахтерском крае
В середине мая газета «Социалистический Донбасс» опубликовала статью директора строящегося Донецкого комбината хлопчатобумажных тканей Г. Кисарова под символическим названием «Текстильный гигант в шахтерском крае».
«Строительная площадка раскинулась на большой территории в Кировском районе города. Только главный производственный комплекс занимает более 20 гектаров. В нынешней пятилетке текстильный гигант должен быть пущен на полную мощность. Производство тканей в год составит 72 миллиона квадратных метров. Здесь и ткани плательного назначения, полотенечные, фланели и другие. Предусматривается применение новейших видов отделки: печати, серебристого блеска, устойчивого тиснения, несмываемого шелковистого блеска.
Комбинат состоит из двух прядильных, двух ткацких и одной отделочной фабрики. Везде будет установлено высокопроизводительное оборудование…», — таким образом рассказал в статье о масштабах Донецкого ХБК его директор.
Был уложен первый рельс Малой Донецкой железной дороги
Торжественная закладка Малой Донецкой железной дороги состоялась в пятницу 30 июля 1971 года. В номере главной молодежной газеты региона «Комсомолец Донбасса» за 3 августа напечатан подробный репортаж об этом событии.
«Ее первая очередь – это почти два километра полотна, станция, локомотивное депо, тоннель, путепровод, экипировочный пункт, ливнепровод. Над созданием проектной документации трудились молодые сотрудники четырех проектно-конструкторских организаций. И вся работа, выполнена ими во внеурочное время. Семь строительных организаций изъявили желание сооружать малую Донецкую железную дорогу…», — так начинал свою статью корреспондент С. Леонов.
На месте строительства в тот день состоялся многотысячный митинг, который завершился торжественным действом.
«Под аплодисменты и одобрительные возгласы старейшие железнодорожники нашей области В.А. Суслов, дорожный мастер В.П. Новиков и пионер Олег Соловей забивают первые серебряные костыли, прикрепляя ими рельсы к шпалам. Строительство детской железной дороги началось!», — записано в газете «Комсомолец Донбасса».
Однако фактической датой начала реализации на практике проекта создания новой Детской железной дороги можно назвать 4 марта 1971 года. Тогда на заседании исполкома Донецкого горсовета было дано разрешение Управлению Донецкой железной дороги на строительство Малой донецкой «железки». Для этих целей был выделен земельный участок площадью в 8 га (протяженностью в 4 км) в парке имени 40-летия ВЛКСМ. Создавали новую достопримечательность города работники Донецкой железной дороги вместе с комсомольцами и всеми желающими. Непосредственно курировал эту стройку главный инженер Донецкой железной дороги Игорь Михайлович Жуков. Проект стройки разработал «Желдорпроект» под руководством главного инженера проекта В. И. Мединцева.
Строителям магистрали предстояла нелегкая задача. К примеру, необходимо было вынуть и уложить 45 000 кубометров грунта. Люди работали ударными темпами.
Напомним, что эта вторая в истории нашего города детская «железка». Первая была еще в городе Сталино до начала Великой Отечественной войны. Первый поезд по трассе Малой Кировской магистрали в районе Центрального парка культуры и отдыха имени Постышева (ныне имени Щербакова) прошел 24 ноября 1936 года. Однако Великую Отечественную войну эта дорога не пережила. Были попытки ее восстановить на прежнем месте в середине 50-х годов прошлого столетия, но они не были реализованы.
Новая Детская железная дорога в Донецке появилась благодаря идее и настойчивости многолетнего руководителя ДонЖД, легендарного для нее, — Виктора Васильевича Приклонского и его друзей.
Во всех справочниках указано, что Малая Донецкая железная дорога была открыта именно в день советской пионерии, 19 мая 1972 года. Однако, как оказалось, это не совсем так. Точную же дату проезда первого поезда по Детской железной дороге можно узнать из репортажа об открытии, о котором написали журналисты отраслевой газеты «Железнодорожник Донбасса» в номере за 23 мая 1972 года. Как оказалось, это торжественное событие случилось в воскресенье, 21 мая. Тогда и прошел по трассе первый поезд. Таким образом, именно эту дату можно вносить во все справочники. Но это уже другая история.
Сегодня Донецкая детская железная дорога имени Виктора Васильевича Приклонского является одной из достопримечательностей столицы ДНР.
В Калининском районе открылся кинотеатр «Донецк»
В августе 1971 года на проспекте Ильича в Калининском районе началась демонстрация фильмов в новом кинотеатре «Донецк», рассчитанном на 800 зрительских мест. В заметке о нем в газете «Социалистический Донбасс» сообщалось, что он оснащен отличной отечественной кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратурой, установкой для кондиционирования воздуха. Оборудовано было здесь и специальное усилительное устройство для тугоухих.
Донецкий госуниверситет получил свой главный учебный корпус
Действительно в 1971 году было построено 12-этажное здание главного корпуса Донецкого государственного университета. По расчетам он должен был войти в строй через год, но строители, зная о тесноте университета, решили сделать нашим студентам подарок, сдав здание главного корпуса на год раньше. Более 1200 студентов математического факультета и романо-германского отделения заполнили его просторные аудитории.
«Выходящий нарядным фасадом на проспект Гурова главный корпус по замыслам его авторов В. Бучека, Д. Васильева, Г. Павлова и В. Спусканюка станет основным стержнем университетского учебного городка…», — написала газета «Социалистический Донбасс» о предстоящем новоселье.
В Донецке отметили 250-летие основания Донбасса
В 2021 году можно праздновать 300-летие со дня основания Донбасса. Точнее, отчет официально идет от экспедиции русского рудознатца Григория Капустина, когда впервые был найден каменный уголь в Донбассе вблизи урочища Лисьи Норы (ныне — город Лисичанск). Правда, сегодня ведутся среди историков споры — кто же является действительным первооткрывателям донецкого угля? Некоторые ученые приводят документы о том, что Григорий Капустин поехал в Донбасс лишь зимой 1723 года. А первооткрывателями нашего подземного «черного золота» являются бахмутские солевары Никита Вепрейский и Семен Чирков, открывшие залежи каменного угля в балке Скелеватой в 25 верстах от Бахмута. Но в этом споре важен год, когда солевары «организовали первую добычу каменного «уголья» на территории Донбасса – а это все-таки 1721 год!
Таким образом, совершенно правильно в 1971 году в регионе отмечали 250-летие основания Донбасса. Главные торжества прошли в августе, когда праздновали День шахтера. Завершились они театрализованным праздничным концертом 26 и 28 августа на стадионе «Локомотив» в Донецке. Тогда перед нашими земляками выступили настоящие звезды советской эстрады – Клавдия Шульженко, Дмитрий Гнатюк, Надежда Румянцева, Владимир Макаров, Вадим Мулерман, Вадим Тонков и Борис Владимиров и др. Выступал на стадионе «Локомотив» и известный советский спортивный комментатор, заслуженный мастер спорта Николай Озеров.
Рождение ТЮЗа
День рождения у тогда Донецкого областного театра юного зрителя (ныне Донецкий республиканский академический театр юного зрителя) в Макеевке – 1 августа 1971 года. Его первый директор – Анатолий Захарович Быковский в интервью корреспонденту газеты «Комсомолец Донбасса» рассказал о творческих планах на тот момент самого молодого театра Советского Союза. К своему открытию театр готовил три спектакля – инсценировку романа Александра Фадеева «Молодая гвардия», известную пьесу Андрея Глобы «Пушкин» и для самых маленьких зрителей – пьесу-сказку Евгения Шварца «Золушка».
3 октября того года на сцене Донецкого ТЮЗа был показан первый спектакль в истории этого театра – «Молодая гвардия», на который приехали матери молодогвардейцев.
«Дорогие мои, родные мои, спасибо, — мать Любы Шевцовой Евфросинья Мироновна говорит тихо, но в зале такая напряженная тишина, что слышно взволнованное дыхание старой женщины. За что она благодарит? За любовь, за память народную, за то, что от поколения к поколению растет дань уважения и восхищения подвигом ее дочери. Овациями отвечает зал на ее слова», — такую информацию корреспондент «КД» Нелли Дунаевская сообщила в репортаже с торжественного открытия театра.
В Донецке состоялась Всесоюзная встреча представителей трудовых династий
Тогда в ходе многотысячного митинга 29 октября 1971 года на площади имени Ленина была заложена капсула с письмом к комсомольцам и молодежи 2018 года, которая, увы, потерялась в годы самостийной Украины и не была обнаружена нашими современниками под гранитной плитой возле пилона неподалеку от памятника Ильичу.
Естественно, не этой пропажей запомнилась та Всесоюзная встреча. Их было тысяча сто ветеранов первых пятилеток, Героев труда, кавалеров ордена Ленина, приехавших на три дня в Донецк, чтобы рассказать молодежи о своих трудовых династиях, о том, как строили страну, своим трудом укрепляя ее могущество.
Материал подготовил Анатолий Жаров.