В семье известных детских писателей Маршаков есть и «донбасская» страница. Научно-популярная брошюра для детей 1929 года издания помогла вспомнить сегодня о малоизвестном факте из жизни семьи любимого с детства советского писателя.
«Солнце на столе» 1929 года в Донецке
Некоторое время назад на одном из книжных «развалов» в Донецке внимание автора привлекла несильно хорошего уровня сохранности научно-популярная брошюра 1929 года издания. Напечатана она была в Государственном издательстве тиражом в 10 тысяч экземпляров и название её было интригующе-завлекательное — «Солнце на столе (рассказы об освещении)». Это 3-е издание произведения (первое было в 1927 году).
После ее изучения выяснилось, что здесь в простой и доступной форме рассказывается детям о тех вещах или явлениях, которые их окружают. В указанной книге идет рассказ об освещении, в частности, история появления электричества на нашей планете.
«Кто изобрел электрическую лампочку?
Обыкновенно на этот вопрос отвечают: американский ученый Эдисон.
Но это неверно. Эдисон был только одним из многих работников в деле изобретения искусственного солнца, которое сейчас освещает наши улицы и дома.
Было время, когда на улицах городов не было ни одного фонаря, а в домах люди проводили вечера при свете сальной свечи или тусклой и коптящей масляной лампы. Если бы мы сравнили эту старинную масляную лампу, которая напоминала чайник, с нашей электрической лампочкой, мы не нашли бы между ними никакого сходства.
А между тем от этого уродливого чайника к лампочке «Осрам» ведет длинный ряд превращений, длинная цепь небольших, но очень важных изменений.
Тысячи изобретателей в течение тысяч лет трудились для того, чтобы сделать наши лампы ярче и лучше…» — так начинает свое произведение его автор.
А дальше в увлекательной форме идет рассказ об истории изобретения электричества с самых древних времен, начиная от разжигания костра лучиной. К примеру, о процессе накаливания речь идет в главе «Лампа без огня» с подзаголовком «Кочерга и лампа», из которой узнаем, что и кочергу можно заставить давать свет, поддержав ее подольше в печке.
Завершает эту книгу автор М. Ильин следующими словами: «…лет через сто трудно будет узнать нашу темную несветящуюся планету. Уже сейчас в Америке существуют длинные «световые коридоры» для аэропланов. В будущем такими дорогами покроется вся земля. Земной шар будет светиться не отраженным, а своим собственным светом, словно новое солнце».
Как раз-то имя автора, на первый взгляд, ничего не говорящее, и вызвало краеведческий интерес.
Загадка литературного псевдонима
Напомним, что автором произведения «Солнце на столе» указан М. Ильин, но это имя оказалось литературным псевдонимом. На самом деле писателем оказался Илья Яковлевич Маршак (1895/96 — 1953), младший брат драматурга, переводчика, всемирно известного русского советского детского писателя Самуила Маршака. А еще было удивительно, что, оказывается, семья Маршаков была связана и с донецким краем.
Дело в том, что их отец Яков Миронович Маршак работал мастером на мыловаренном заводе. А в конце XIX века он искал для себя подходящее место работы, поэтому около года проживал в городе Бахмуте Екатеринославской губернии, то есть в нынешнем городе Артемовске.
Именно в Бахмуте, где семья Маршаков прожила всего около года, и появился на свет Илья Маршак. Осенью 1915 года он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический факультет Краснодарского политехнического института, в 1922 году перевелся в Ленинградский технологический институт, а в 1925 году окончил его. Работал заведующим лабораторией на Невском стеариновом заводе, откуда в 1929 году был вынужден уйти из-за обострившегося туберкулеза. Таким образом, он был по специальности инженером-химиком. Однако стал известен как детский писатель, правда, не под своим именем, а под литературным псевдонимом М. Ильин. Но к написанию научно-популярных рассказов привлек его именно старший брат Самуил Яковлевич.
В 1927 году Илья Маршак опубликовал книгу «Солнце на столе», которая потом много раз переиздавалась. Очень известны его рассказы для детей о простых вещах в книге «Сто тысяч почему» (1929). Также писал об истории культуры («Рассказы о вещах», «Как человек стал великаном» — совместно с Е. Сегал) и истории науки. Во время Великой Отечественной войны написал ряд статей для Совинформбюро. С конца 1948 по 1950 годы работал в редколлегии «Огонька».
«Рассказы-очерки «Солнце на столе», «Который час», «Черным по белому», «Как автомобиль учился ходить» представляют собой мастерский образец популяризации важнейших технических открытий. Рассказывает ли автор об эволюции освещения или о том, как измеряли время раньше и измеряют теперь, — перед нами увлекательная повесть. Дело не только в том, что мы узнаем многое о вещах, вошедших в нашу жизнь, — дело в методе показа.
Ильин ведет читателя по ступенькам веков… Схема развития освещения в рассказе Ильина оживает, потому что писатель широко пользуется многообразными художественными средствами показа. Герой рассказа искусственный свет — дело рук человеческих, и за каждой страницей незримо стоит главное действующее лицо — изобретатель, инженер, ученый, чей труд вложен в блестящие достижения техники наших дней. Превращения лампочки, эволюция технической идеи — вот тот внутренний сюжет, который позволяет строить все произведение как живое повествование, и делает его отличным от других книг на ту же тему. Отобрано главное, трудные понятия переданы просто, доходчиво для читателя, у которого нет специальных знаний», — так о его рассказе-очерке «Солнце на столе», экземпляр которого по воле судьбы оказался в наши дни в Донецке, писал уже через два года после смерти писателя литературный критик Борис Ляпунов.
Похоронен Илья Яковлевич Маршак в Москве на Новодевичьем кладбище.
Рисунки художника с трагической судьбой
Небольшая по размеру (всего в 65 страниц) книжица, от которой и пошел этот рассказ на краеведческую тему Донецкого края, проиллюстрирована графическими рисунками художника Н. Лапшина. Как оказалось, это художник с трагической судьбой, но с которым Илью Маршака связывала крепкая творческая дружба — большинство книг писателя М. Ильина оформил как раз Н. Лапшин.
Речь идет о Николае Федоровиче Лапшине (1888, Санкт-Петербург — 24 февраля 1942, Ленинград) — русский живописец, график, педагог, книжный иллюстратор, член Ленинградского Союза художников, театральный художник, автор статей по вопросам искусства. Один из представителей ленинградской школы пейзажной живописи. Художественное образование Н.Ф. Лапшина не было систематическим. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен. В 1913 году в Москве знакомится с М. Ларионовым и Н. Гончаровой, под их влиянием обращается к изучению русской иконописи и народного искусства. Занимается вместе с Н. Гончаровой росписью декораций для постановки оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
В 1920-е годы выступал как художественный критик. В 1922 году — сотрудник Декоративного института. В 1920-1921 годы заведовал секцией в Отделе ИЗО Наркомпроса. В 1921-1923 годы Лапшин работал помощником директора Музея художественной культуры. На базе этого музея был создан ГИНХУК — Государственный институт Художественной культуры, руководимый Казимиром Малевичем. Сближение с художниками авангарда оказало на Лапшина формирующее воздействие, придав его творчеству постоянное стремление к новому, влечение к усиленной выразительности художественного высказывания.
В книжной графике он стал одним из зачинателей иллюстрирования «познавательных» (научно-популярных) книг для среднего школьного возраста, доказывая своей работой, что авторы текста и иллюстраций являются двумя авторами одной книги.
Чаще всего имя Лапшина в детской книге связывают с именем М. Ильина. Некоторые их совместно сделанные книги (не менее четырех) вышли в 1930-е годы в США. Всего Н.Ф. Лапшиным проиллюстрировано свыше 50 книг для детей.
В последние годы жизни работал над серией видов Ленинграда. Художник Николай Федорович Лапшин умер от голода и холода, абсолютно ослепший, 24 февраля 1942 года в своей комнатке на Мойке, не дожив несколько дней до отправления поезда, на котором должен был уехать в эвакуацию из блокадного Ленинграда. В последние месяцы жизни он написал воспоминания, изданные только в 2005 году.
Анатолий Жаров