История бюста Пушкину на бульваре в Донецке

В 2019 году исполняется ровно 50 лет как на бульваре Пушкина был установлен памятник великому русскому поэту. 

Возле него сейчас проводят различные мероприятия и фестивали, как связанные с именем Александра Сергеевича и русским языком, так и не касающихся их, но относящиеся к культуре. «Голова» (такое имя дали памятнику в народе) стала уже одной из достопримечательностей Донецка. И у Пушкина на бульваре Пушкина появилась своя история, о которой вкратце и расскажем в этой статье

Торжественное открытие памятника Пушкину в Донецке состоялось 27 июня 1969 года.

Действительно, к юбилею со дня рождения поэта (6 июня), памятник Пушкину на одноименном бульваре в Донецке не успели открыть. Хотя, такая информация и значится до сих пор в некоторых справочниках. На самом же деле торжественное его открытие состоялось в пятницу, 27 июня 1969 года. Об этом на следующий день после события написали в областной газете «Социалистический Донбасс»:

«Гигант Пушкин» – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России», – писал Горький о гениальном русском поэте-бунтаре. Годы оказались невластными над его творчеством, и сегодня мы ощущаем Пушкина нашим современником, активным участником замечательных свершений народов многонациональной Советской Отчизны.

Данью глубачайшего уважения благодарных потомков памяти поэта  явилось открытие памятника в Донецке. Представители всех районов города пришли вчера на это торжество.

Митинг открывает секретарь горкома партии Н.С.Дранко. – Сегодня, – говорит он, – жители Донецка приветствуют появление нового почетного гражданина города металлургов и шахтеров – Александра Сергеевича Пушкина: его памятник украсит один из живописнейших бульваров, названный именем великого русского поэта.

Нет, весь я не умру –

душа в заветной лире

Мой прах переживет

и тленья убежит, – пророчески писал Пушкин почти 150 лет назад. И мы имеем возможность вновь и вновь убеждаться в бессмертности поэта.

Н.С.Дранко говорит об огромных заслугах А.С.Пушкина перед Родиной, его неоценимом вкладе в сокровищницу мировой литературы, мировой культуры.  Каждая встреча с поэтом делает человека лучше, чище, мудрее. «Здравствуй, племя, младое, незнакомое!», – писал Пушкин. Эти его слова как бы обращены к нам, – заключает оратор. И в свою очередь, мы искренне и сердечно скажем сегодня замечательному поэту: «Здравствуй, Пушкин! Добро пожаловать в нащ город!»

Группа знатных людей Донецка, писатели, ученые снимают покрывало с монумента, и перед взором собравшихся предстает памятник – скульптурный портрет Александра Сергеевича на высоком постаменте (авторы памятника скульптор Н.А.Гинзбург, архитектор Я. И. Томилло). Золотом выделяется на полированном граните знакомый росчерк – факсимиле поэта и даты: 1799-1837.

Слово предоставляется ответственному секретарю Донецкого отделения Союза писателей Украины, писателю И.М. Мельниченко. Он говорит о величии поэта, об огромном значении его творчества для развития русской литературы и литератур братских народов нашей страны.

О горячей любви советских людей к А.С. Пушкину говорят затем знатный донецкий шахтер, Герой Социалистического Труда  Н.И.Гринда, доцент кафедры русской литературы Донецкого государственного университета А.И. Плотникова, секретарь горкома комсомола Станислав Поважный, студентка Донецкого медицинского института Елена Майдан.

К подножию монумента ложатся живые цветы. Студенты читают стихи поэта, чей памятник отныне навечно прописан в самом сердце Донбасса», – было записано в статье «Пушкин – наща гордость».

Фото открытия памятника в 1969 году из архива Н.С. Дранко

 Архитектор Ярослав Томилло

Известно, что автором бюста Пушкину является известный донецкий скульптор Наум Абрамович Гинзбург (1909-1991). И сейчас, если присмотреться сзади к основанию непосредственно «Головы», можно увидеть инициалы мастера – буквы Н.Г. Эта работа у скульптора была одной из самых любимых, так как Наум Гинзбург очень ценил творчество Александра Сергеевича Пушкина. В его домашней библиотеке было много книг произведений поэта и изданий о нем. Есть и курьезные  воспоминания донецких старожилов, связанных с этим памятником. Они утверждают, что одно время «Голова» до ее установки на бульваре, некоторых людей пугала, так как стояла на балконе  в квартире Гинзбурга и ее могли видеть прохожие – пристальный взгляд черного Пушкина с высоты делал скульптуру таинственной. Правда это или нет – сейчас уже неизвестно. Одно можно сказать, что более-менее справочная информация о скульпторе имеется, а вот об архитекторе памятника Ярославе Ивановиче Томилло ее нет. Поэтому немного постараемся восполнить этот пробел.

Архитектором памятника поэту в Донецке был сын погибшего фронтовика.

Согласно данных Объединенного банка погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны Министерства обороны Российской Федерации отец будущего зодчего — Иван Алексеевич Томилло, 1903 года рождения. 14 октября 1941 года был призван в ряды Красной Армии Макеевским РВК Сталинской области и пропал без вести — о его судьбе до сих пор ничего неизвестно. Мама Ярослава Ивановича — Мария Дмитриевна Томилло до начала Великой Отечественной войны проживала в Макеевке, на поселке Буроз, по улице Чапаевой, 7.

Хотя в электронной документальной базе имеется и другое донесение августа 1942 года, где фамилия Ивана Алексеевича указана с одной буквой «л». В этом документе записано, что красноармеец топографической службы 1 дивизиона 382 гвардейского артиллерийского гаубичного полка  Резерва Главного командования 11-й армии пропал без вести в бою 5 июня 1942 года в районе деревни Большие Дубовицы, Полавского (ныне Парфинского) района Ленинградской области. Здесь, на старинных русских землях, в течение двух с половиной лет шли ожесточенные бои советских войск с фашистскими захватчиками. Там погибло много наших воинов.

Мы пока не знаем подробностей биографии и непосредственно самого Ярослава Ивановича Томилло. Известно, что он учился в Донецком политехническом институте. А затем работал в разных проектных институтах нашего города. Его связывала творческая дружба со скульптором Наумом Гинзбургом.  Вместе с ним архитектор участвовал не только в создании памятника Пушкину в 1969 году, но 2 года ранее – в 1967 году, сделали памятник Борцам за советскую власть на площади Свободы в Кировском районе Донецка.

В годы работы над этими памятниками архитектор Ярослав Томилло трудился в Донецком филиале Украинского государственного института проектирования городов «Гипроград», который более известен в нашем регионе под другим названием «Донбассгражданпроект».  В документах этого проектного института, ныне хранящихся в Государственном архиве Донецкой Народной Республики, удалось найти некоторую информацию о работах архитектора Томилло в то время.

Так приказом  директора института от 20 января 1966 года Ярослав Томилло занимался проектом расширения (привязка столовой) профтехучилища в Зугрэсе, проектом пристройки классной комнаты и спортивного зала в школе №12 города Красноармейска, проектами жилого дома по улице Фрунзе в Амвросиевке и жилого дома в микрорайоне «Южный» в Родинском.

В год постройки памятника Пушкину архитектор Томилло занимался разработкой проектов застройки микрорайона «Заводского» и строительства жилого дома в квартале 102 в Ясиноватой, архитектурной привязки жилого дома в квартале 118 в Дебальцево. Есть работы архитектора и в Донецке. Так Ярослав Иванович проектировал здание кинопроизводства для нашего телецентра и руководил группой по выполнению проектных работ по Ждановскому шоссе в Донецке.

Фото открытия памятника в 1969 году из архива Н.С. Дранко

Затем известно, что он переехал на постоянное местожительство в город Ленинград.  Архитекторами стали его сын Дмитрий и внук. Они сейчас трудятся в Санкт-Петербурге. Быть может, после выхода в свет этой статьи и более подробно расскажут об архитекторе Ярославе Ивановиче Томилло. А пока вот такая информация.

Загадка памятника Пушкину в Донецке

Оказывается у знаменитой головы Александра Сергеевича Пушкина на одноименном бульваре, за музыкально-драматическом театром, в Донецке существует и своя загадка.  Дело в том, что при создании любого памятника в городе разрешение на его размещение дает исполнительная власть, то есть тогда горисполком. На заседании исполкома принимается решение о выделении под будущий памятник земельного участка, дается поручение архитекторам и коммунальщикам. Одним словом, происходит целая довольно сложная и длинная бюрократическая процедура. Все эти действия зафиксированы в официальных документах. Однако, в случае с памятником поэту на бульваре Пушкина таких документов в Госархиве ДНР не найдено.  Не было такого памятника в планах строительства по Донецкой области в 1967-70 годы. И решение о выделении земельного участка под Пушкина не нашлось пока, что очень странно. По всей видимости, решение увековечить поэта в Донецке возникло у городской власти спонтанно. Можно предположить, что в тот год в Советском Союзе широко отмечалось 170-летие со дня рождения Пушкина и часто в СМИ сообщалось о тех или иных мероприятиях касаемых  этого юбилея. Донецк тоже отмечал свой юбилей – 100 лет, но в итоге решил не оставаться в стороне и об увековечивании великого русского поэта, а здесь как раз и  бюст Пушкину был уже подготовлен у скульптора Наума Гинзбурга. Может быть, работы по литью «головы» поэта в металле шли в авральном порядке, но, как видим, к непосредственно дате рождения Пушкина памятник ему не успели установить. Случилось это, как уже писали выше, немного позже, но в июне. Все эти предположения требуют еще своего документального подтверждения. Но, что действительно подтверждается ныне архивными документами, так это предложение создать в Донецке на бульваре Пушкина целую «пушкинскую» культурную пешеходную зону.

Пушкинский квартал в Донецке

Этим делом занималась Донецкая областная организация Союза архитекторов УССР. На расширенном совещении архитекторов и скульптуров по вопросу благоустройства бульвара Пушкина в Донецке 24 февраля и 22 марта 1981 года, протокол которого на 10 листах ныне хранится в Госархиве ДНР, были выдвинуты интересные предложения.

Первым на первом совещании выступил тогда главный архитектор Донецка Владимир Петрович Кишкань. В своей речи он дал оценку старой и новой схемы бульвара Пушкина и сформулировал основные положения на проектирование. А точнее: аллея нагружается элементами цепью-линейно; отдельные места (пересечения бульвара с проспектами), образующие островки со срезанными углами для удобства пешеходов, оживляются скульптурными композициями; ядро композиции располагается за драмтеатром, на месте существующего памятника Пушкину. На этом заседании предполагалось создать творческую группу и провести конкурс идей.

Так скульптор Леонид Бринь для рассмотрения представил две композиции: фигура «Пушкин»  (ее планировал разместить за драмтеатром) и фонтан «Голова Черномора» (около школы). Его коллега – Александр Порожнюк предложил композицию «Свободы сеятель пустынный», в которую должны были войти 3 элемента: 1-й – на площади за драмтеатром, композиция «Песнь Орфея» – возле школы и третий элемент – композиция «Здравствуй, племя молодое, незнакомое!».  Скульптор Сергей Гонтарь предложил установить вертикальную фигуру Пушкина высотой в 2,5 м на площади за драмтеатром. Скульпторы Войтенко представили три композиции  из шомота, объединенные под общим названием – «Каким бы увидел наш край Пушкин».

Обстоятельно по проекту благоустройства бульвара Пушкина высказался тогда мэтр донецких скульпторов – Василий Полоник. Он предложил на площади за драмтеатром установить сидящую фигуру «Юный Пушкин», тем самым заменив существующий бюст. По словам мастера, бульвар Пушкина не нужно перегружать скульптурами, а предлагалось «сыграть»  на архитектурном оформлении: фонари, скамьи, низкие декоративные композиции из шамота.  Еще один старейшина скульптурного цеха Донецка – Владимир Костин совместно с архитектором Николаем Поддубным предложил композицию «Молодой Пушкин», заявив, что реконструкция бульвара должна начаться именно с ее установки возле драмтеатра. Павел Гевеке предложил аллегорические композиции на темы произведений Пушкина. Выступившие в прениях архитекторы высказали мнение, что необходимо объявить конкурс на лучшее архитектурно-планировочное решение, привлекая к работе скульпторов.

Через месяц, 22 марта 1981 года, было снова проведено расширенное совещание по этому вопросу. Рассматривалось несколько вариантов.

Первый предложил  художник Валерий Петрикин. Здесь предполагалось перекрыть проезд по проспектам Театральному и Гринкевичу. В начале и конце бульвара должны были располагаться тематические  бассейны со скульптурами на тему: вдохновение, поэзия мира. Материал – камень, бронза. Бюст Пушкину оставляли на старом месте у драмтеатра, но предлагалось расположить его по оси бульвара. Вдоль всего бульвара  размещалась система бассейнов, водоемов, фонтанов. В сквере по улице 25-летия РККА предусматривалось место для проведения выставок произведений искусства под открытым небом (как мы теперь знаем оно и было там многие годы) и организации Пушкинских чтений. По этому варианту должны были запроектировать кафе в стиле 18 века, существовавшее кафе «Арктика» преобразовать в кафе для творческой интеллигенции,  магазины «Филателия» и «Военная книга» переоборудовать в магазин «Поэзия», медицинскую библиотеку преобразовать в детскую. В прениях обсудили этот вариант. Было сделано несколько замечаний. Так, в частности, Владимир Кишкань отметил, что сквер по улице 25-летия РККА подходит для организации только выставок произведений искусства, а вот для проведения Пушкинских чтений маловат по площади.

Второй вариант благоустройства бульвара Пушкина в Донецке представила творческая группа: архитекторы – Романчиков и Соколенко, скульпторы – Бринь и Войтенко. Они предложили сохранить единый композиционный центр бульвара – памятник Пушкину, но он должен быть сидячей скульптурой, расположенной не по оси бульвара. По мнению скульптора Леонида Бриня, именно такая фигура поэта будет хорошо освещаться вечерним солнцем. У школы предполагалось выполнить декоративный бассейн по эскизам художника Этенко. Заканчиваться бульвар Пушкина должен был декоративным фонтаном, символизуровавший «Болдинскую осень».

Третий вариант предложил Владимир Кишкань. Он был согласен, что одного памятника недостаточно, но не хотел превращать бульвар в музей. Архитектор был «за» то, чтобы основным центром бульвара был памятник Пушкину, а две другие композиции (не только скульптурные, но и это могло быть и в другой форме) должны были его поддерживать композиционно.

Также в тот день рассматривались варианты непосредственно  памятнику Александру Сергеевичу Пушкину. Так Юрий Балдин предложил сделать его из 5-ти фигур: в центре  – Пушкин, а по бокам его друзья.

Теперь мы сами видим, что сбылось из тех проектов, а что нет. Бульвар Пушкина же стал без всяких сомнений одним из красивейших мест Донецка. А «Голова» скульптора Наума Гинзбурга стоит на своем месте, где была установлена 50 лет назад. Вот такая история.

Справка

Памятник Пушкину на бульваре Пушкина в Донецке выполнен из бронзы и гранита. Высота бюста – 2,1 м, постамента – 3 метра. В 2003 году была произведена замена гранитного постамента. На государственный учет памятник взят в 1969 году.

 

Автор Анатолий Жаров