Донецкие «Незабудки» народного художника России Станислава Никиреева

В столице ДНР оказался рисунок мирового рекордсмена Книги Гиннесса.

Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат премии имени Репина, а самое главное – выдающийся мастер графического рисунка, который был нашим современником. Все эти слова относятся к Станиславу Михайловичу Никирееву, которому и посвящена эта статья.

Офорт мастера в Донецке

Наступивший 2020-й год продолжает приносить приятные сюрпризы на ниве краеведческих изысканий. В самом начале января это была находка в Макеевке книги 1938 года издания об известном русском графике Петре Староносове (1893-1942) с дарственной надписью самого художника.

А в конце января, уже в Донецке, попался на глаза автору один графический рисунок. Точнее, натюрморт, на котором были изображены цветы в вазе. Видно, что это было профессионально сделанная работа. Его предыдущий владелец вспомнил, что приобрел этот графический оттиск несколько десятилетий назад на одном из вернисажей профессиональных художников в Москве. В левом нижнем углу офорта была монограмма «СН». Внизу справа рисунка стояла карандашная подпись автора. Сразу ее не удалось расшифровать – этот процесс занял несколько дней просиживания у компьютера и сверки имеющихся подписей художников-графиков. И все-таки удача улыбнулась.

На сайте, посвященному народному художнику России Станиславу Никирееву, в списке его работ, имеется фотография как раз именно этого натюрморта. Как оказалось, этот офорт имеет название – «Незабудки» и художник его создал в 1976 году. Теперь вопрос стоял в установлении подлинности рисунка, на что был сделан запрос о нем модераторам сайта.

“Незабудки”. Фото: официальный сайт Станислава Никиреев

Автору ответил сын художника – Олег Станиславович Никиреев. Он подтвердил подлинность рисунка.

«Да, это оттиск отца. Единственное, не знаю, был ли тираж этой работы напечатан. И почему нет названия… При печати, редко, но допускал небольшой брак – не ту краску намешал, температура в комнате. И эти не очень хорошего качества оттиски откладывал в отдельную папку и потом дарил друзьям. Может быть, из такой папки и этот оттиск. На Украине был в середине 60-х: Черновцы, Львов, Киев. Остались рисунки цветным карандашом», – написал он.

Теперь стало ясно, что в Донецке оказался офорт выдающегося советского и российского мастера графического рисунка – народного художника Российской Федерации Станислава Михайловича Никиреева.

Фото: официальный сайт Станислава Никиреева

Уроженец Тамбовщины, для которого второй Родиной стало Подмосковье

Художник родом из города Мичуринска на Тамбовщине. Родился 7 ноября 1932 года. Мать Станислава Никиреева была искусной кружевницей, отец – работал в паровозном депо слесарем, но погиб в 1943 году. Поэтому, чтобы помочь матери прокормить семью, десятилетнему Станиславу приходилось делать любую посильную тяжелую работу.

Рисовать начал с детства. В Мичуринске занимался в художественной студии. Далее продолжил свое образование в Пензенском художественном училище, где преподавал любимый ученик Репина – Иван Силыч Горошкин-Сорокопудов. В Московском художественном институте имени Сурикова преподавателями у него были Е. А. Кибрик и М.Н. Алексич. Институт закончил в 1963 году и начал трудиться на комбинате художественных работ в подмосковном Подольске, где и проживал, но до последних дней своей жизни не терял связи со своим родным городом Мичуринском.

Сам художник говорил о создании офорта как об очень непростом, порой даже изнурительном, труде. «Никому не пожелаешь! До десяти корректировок приходится делать, дотравливать рисунок, чтобы добиться задуманного», – утверждал он в одном из своих интервью. График старался в творчестве найти свой, самобытный, путь. «Рисунок у меня превращается в картину. Рисую жестким карандашом, но не штрихами и растиркой, а точками. Чтобы появилось у меня на картине нужное серое пятно, размером в 2-3 см, приходится «набирать» его точками день, а то и полтора. Но зато получается такая фактура, которую не достигнешь никакой растушовкой, – бархат. Он дает глубину, может быть и серым, и черным», – делился он технологией своей работы с журналистами.

Любимый мотив работ Станислава Никиреева – среднерусская природа, поэзия ее лугов, полей, лесов, населяющих их птиц, животных, растительного мира. Не оставляла его равнодушным и красота цветов, которую он также изображал на своих офортах. Это касается и натюрморта, оказавшегося в Донецке. Кстати, здесь можно провести и еще одну параллель с нашим регионом. В том, 1976 году, когда был создан офорт «Незабудки», художник побывал вместе со своими товарищами в творческой командировке в регионе-побратиме Донбасса – шахтерском Кузбассе.

В 1977 году вышел в свет альбом его офортов «Пушкинские места в Торжке», в 1978 году за серию гравюр «Пейзажи Подмосковья» ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени Репина. В 2003 году ему было присвоеное почетное звание «Народный художник Российской Федерации». Серия офортов (пейзажей) была отмечена серебряной медалью Академии художеств СССР, в 2007 году художник был награжден золотой медалью Российской академии художеств за серию станковых графических рисунков «Индия – Гималаи». Работы художника есть в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея и в других картинных галереях и художественных музеях России.

Нужно здесь рассказать, что у Станислава Михайловича была большая коллекция бабочек и жуков (без сачка он не ходил во всех своих многочисленных путешествиях по Советскому Союзу и многим странам мира). Это увлечение, он отобразил в своей подписи на работах (примерно с начала 80-х годов прошлого века), где инициалы «С» и «Н» писал на крыльях бабочки.

В 2006 году Станислав Никиреев тяжело заболел, но продолжал работать и начал писать книгу о своей жизни и творчестве. 24 августа 2007 года, за два месяца до своего 75-летия, художника не стало. «Уже в молодом возрасте он прославился как проникновенно тонкий пейзажист, график, виртуозный мастер офорта. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, он радовал многочисленных почитателей своего таланта удивительно поэтичным даром, умением при чрезвычайном внимании к деталям создавать пластически целостный, очень выразительный, художественный образ… Удивительное мастерство С.М.Никиреева – действительного члена Российской академии художеств, народного художника РФ – делает его одним из самых самобытных и ярко одаренных отечественных художников-графиков…», – отмечалось в некрологе президиума Российской академии художеств.

Мировое признание таланта художника

Работы Станислава Михайловича интересны не только в России и на постсоветском пространстве, но и ценителям прекрасного во многих странах мира. Его офорты экспонировались на выставках в Чехословакии, ГДР, Финляндии, Индии, Италии, Японии, США и др. странах. Произведения этого художника хранятся в самых известных музеях и главных библиотеках планеты.

Имя этого выдающегося графика занесено в Книгу рекордов Гиннесса за то, что создавая свои офорты, художник на 1 кв. сантиметре уместил 78 деталей. До него этого в мире не делал никто.

«В работе должно присутствовать что-то необъяснимое»

Незадолго до своей смерти в одном из интервью, отвечая на вопрос журналиста «Что делает художественную работу произведением искусства?», Станислав Никиреев сказал: «В идеале художник должен владеть рисунком, композицией, цветом и тоном. Но также в работе должно присутствовать что-то необъяснимое, непонятное говорят, – изюминка. Там, где присутствует момент абсурда – присутствует и момент искусства. Что-то должно смущать или в технике исполнения, или в композиции, или в сюжете, или еще в чем-то. Законы искусства не изложить на бумаге. Не предугадать теоретически дальнейшее развитие творчества, ибо оно реализует осознанный художником мир его жизни. Чем пытливее мастер, тем ближе к жизни, к натуре, чем ярче его любовь к своему народу, природе, культуре и традициям, тем непредсказуемее результаты творчества, но, конечно, это будет яркое художество».

Таким и было творчество, ставшее искусством, настоящего мастера.

Автор Анатолий Жаров