Донецкая коллекция легендарного живописца

 

 

Этого мастера высоко ценили современники — Репин и Нестеров, Шаляпин… Его называли национальным художником, «певцом» русской жизни. В этом году отмечают 140-летие со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева. Как оказалось, некоторые его работы есть и в Донецке, а не только, как это привычно считается, что в Москве, Санкт-Петербурге или его родной Астрахани…

 Три полотна в Донецке

Личность художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) многогранна и трагична. На его долю выпало много жизненных испытаний, в том числе –  тяжелая болезнь, приковавшая его к инвалидному креслу, но всю свою жизнь он видел в окружающем мире что-то волшебное и воплощал это видение в картинах, постоянно будучи в поисках своего собственного творческого направления в живописи.

Подлинные работы Бориса Кустодиева имеются в столице ДНР. Они находятся в коллекции Донецкого республиканского художественного музея. Как сообщила старший научный сотрудник ДРХМ Валерия Солдатова, у нас есть три живописных картины художника.

Первым в Донецке появился  «Сенокос» (1910-е годы, 33Х41см). Картина была  передана в наш художественный музей в 1961 году Дирекцией художественных выставок и панорам  Министерства культуры СССР ( ДХВП – создана в 1940 году на базе фонда грандиозной выставки изобразительного искусства «Индустрия социализма» 1939 г.). По документам известно, что ранее эта работа Кустодиева находилась в собрании К.Н.Архипова в Москве. В Государственной Третьяковской галерее хранится одноименная работа Бориса Михайловича, но написанная им в 1917 году. В Донецке более ранняя картина.

В 1964 году сотрудниками Донецкого художественного музея в комиссионном магазине №27 в Москве была приобретена еще одна живописная картина Кустодиева – «Выход царя Ивана Грозного» (1900, холст, масло, 81Х66,5 см). Это одна из немногих исторических полотен художника и написана им в академической мастерской Ильи Репина, к которой вернемся чуть позже в этой статье. Как утверждают искусствоведы, эта картина относится к раннему периоду творчества Кустодиева.

Третья работа известного русского художника поступила в Донецк в 1970 году из коллекции Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, создателя школы советской урологии, доктора медицинских наук, профессора Арама Яковлевича Абрамяна (1898-1990). Речь идет о картине «Под сводами церкви» (1920, эскиз декорации к 4-ому действию драмы А.Н. Островского «Гроза», холст, масло, 46Х59 см).

 

Альбом №58 

Творческий диапазон Бориса Михайловича очень широк. В 20-е годы ХХ века Кустодиев много и плодотворно работал как театральный художник, иллюстратор классической литературы, оформитель книг. В эти годы он увлекся гравированием, литографией. Результатом этой работы стал капитальный труд – альбом «Шестандцать автолитографий», изданный в Петрограде в декабре 1921 года ограниченным тиражом в 300 экземпляров. В Донецком республиканском художественном музее хранится альбом под №58.

Как в свое время писала в научной работе многолетний главный хранитель фондов нашего художественного музея Людмила Кулиненко, этот альбом был приобретен музеем в букинистическом магазине Донецка.

Литографии были выполнены при непосредственном участии самого художника. Этот альбом стал основной работой Кустодиева в технике литографии, в которой ему удалось перевести на черно-белый язык графики богатое разноцветье своих картин. Издание пользовалось небывалым спросом, и цена на него постоянно росла: «стоивший по подписке 40 000 рублей, в продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. На другой же день цена была повышена Комитетом до 250 000 рублей, а через неделю уже до 450 000 рублей… В Москве этот альбом сразу стал продаваться в лавке Комитета по 500 000 рублей». Альбом с автолитографиями Кустодиева, названными «вершиной советской графики» и «выдающейся редкостью», в 1922 году с успехом экспонировался на Международной книжной выставке во Флоренции.

Пять графических работ Бориса Кустодиева

Кроме альбома «Шестандцать автолитографий» в Донецком республиканском художественном музее хранятся еще пять графических работ Бориса Кустодиева. Четыре рисунка тушью были приобретены музеем в 1989 году в Москве  у дочери известного художника Николая Эрнестовича Радлова (1889-1942) – Лидии Николаевны (1913-1999). Эти рисунки поступили в музей безымянными, как иллюстрации к неизвестным произведениям. Поэтому им сегодня даны условные названия: «Городская сцена», «На косовице», «Старухи», «В сквере». Они относятся к 1925 году и автор изобразил на них жанровые сценки с колоритными персонажами. Также в этом же время в Донецкий художественный музей поступила литография Бориса Кустодиева «Девушка в косынке». Она интересна тем, что Борис Михайлович, по натуре своей все-таки живописец, и ему не хватало цвета, поэтому некоторые свои черно-белые рисунки и литографии он подкрашивал акварелью. Такая авторская раскраска как раз и есть в литографии «Девушка в косынке».

История шедевра

Отметим некоторые неизвестные ранее странички биографии одноклассника художника. Нужно немного вернуться назад  – в академическую мастерскую художника Ильи Репина.  А точнее к масштабному живописному полотну « Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств», написанной в 1899-1903 годы.


Считается, что идея этого коллективного портрета принадлежала самому Илье  Репину, руководившему персональной мастерской в Высшем художественном училище при Академии художеств. Композиция определялась в результате конкурса – за основу был взят эскиз Бориса Кустодиева (изображенного на этой картине спиной к зрителю на первом плане). Ученики Репина писали друг друга, возможно, ряд портретов принадлежит самому Репину. Авторами картины считаются сам Илья Репин и восемь его учеников по Тенишевскому училищу – Дмитрий Федорович Богословский (1870-1939), Александр Алексеевич Бучкури (1870-1942), Борис Михайлович Кустодиев, Филипп Андреевич Малявин (1869-1940), изображенный вместе с Репиным в центре, Александр Александрович Мурашко (1875-1919), Александр Иванович Титов (1873-?), Максим Ильич Хейлик и Яков Андреевич Чахров (1875-1942).  Это полотно сейчас находится в музее академии художеств в Санкт-Петербурге.

Речь пойдет о Максиме Ильиче Хейлике.  Как оказалось он жил в донецком крае в 20-е годы ХХ века.

В донбасской школе 

Максим Ильич Хейлик был живописцем, педагогом. Он был соучеником Кустодиева по академической мастерской Ильи Репина. И в 1901 году Борис Михайлович написал живописный портрет его. В январе 1903 года Максим Ильич присуствовал на свадьбе у своего однокашника. В 1904 году мастерская художников 1-й степении Хейлика и Могалевского в Санкт-Петербурге принимала заказы  по церковной живописи и росписи церквей.

Примерно с 1905 года ученик Репина жил и трудился в Екатеринославе. Он являлся  участником выставок Екатеринославского художественно-артистического общества и 33-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок  (1905). Этот художник был членом правления Екатеринославского художественно-артистического общества. С 1909 года – содержатель художественной студии. На 1913-й год Максим Ильич проживал по улице Троицкой, 1 в Екатеринославе и числился учителем графических искусств в 3-ей городской женской гимназии имени Юлии Иосифовны Нестелей.

Из работ этого художника известен лишь портрет Ивана Франко и по выставке 1905 года картина «Гостиная царя Алексея Михайловича».  Есть упоминание, что он является автором портрета писательницы, актрисы Марии Крестовской. Личное дело художника Хейлика хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА, ф. 789, оп.12, 1896 г., дело № И-63 Хейлика М.И.).

Далее удалось выяснить совершенно неожиданный факт – Максим Ильич Хейлик в первые годы советской власти оказался в Донбассе! Этому утверждению есть документальное подтверждение. В Государственном архиве Донецкой Народной Республики удалось обнаружить упоминание о художнике. В документах Юзовского уездного отдела народного образования за 1922 года есть список учителей семилетней школы №1 села Большая Янисоль (ныне Великая Новоселка). Среди них под №5 значится Максим Ильич Хейлик, 48 лет, неимущий. В анкете указано, что он «окончил академию художеств в Петрограде, беспартийный, разделяет принципы Советской власти». Далее из этого документа узнаем, что родился он в 1874 году в селе Екатеринославской губернии (вот точное название села не удалось разобрать). Максим Хейлик по анкете 1922 года – сын крестьянина, окончил академию художеств в 1901 году, служить на ниве образования начал с 1908 года. Среди указанных им мест работы значится железнодорожный техникум в Екатеринославе, а также техникум в на станции Межевая. В семилетке в Большой Янисоле он преподавал рисование. По некоторым данным, он скончался в 1924 году. Быть может, похоронен в Большом Янисоле. Не исключено, что в архивах кого-то из жителей Великой Новоселки есть и рисунки ученика Репина и однокашника Кустодиева. И когда-нибудь это имя выйдет из забытья. Во всяком случае, работа для историков и краеведов имеется и, может быть, им улыбнется удача.

Анатолий Жаров

Похожие записи: