«Апостол русского кинематографа»: Александр Алексеевич Ханжонков

Имя нашего земляка внесено не только во все отечественные, но и европейские энциклопедии кинематографа. Александр Ханжонков — человек, который своим огромным трудолюбием и талантом поставил на производственные рельсы кинематографическое искусство России, возведя его на мировой уровень.

Александр Ханжонков

Родился будущий кинематографист в 1877 году в селе Ханжонковка, на юге Российской империи (ныне поселок городского типа Ханжёнково под Макеевкой) в семье старого, уважаемого, но обедневшего казачьего рода Донских казаков (один из его предков даже встречался с Пушкиным в 1829 году).

О детстве и юности Александра Алексеевича сведения практически нет, известно только, что в 1896 году он окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и в звании подхорунжего был принят в 1-й Донской казачий полк (один из лучших на тот период). В двадцатилетнем возрасте Ханжонков был произведен в офицеры и участвовал в русско-японской войне 1904-1905-х годов. Однако карьеру военного пришлось оставить, так как из-за переохлаждения, во время войны, он заболел ревматизмом. И в 1906 году в чине подъесаула был уволен в запас, получив выходное пособие в 5000 рублей.

Однажды, после увольнения, он заглянул в Ростове в небольшой «биограф» (так в то время называли кинотеатры), в котором крутили первые немые короткометражки, включая знаменитый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» (1896) и с тех пор «заболел» кинематографом.

В итоге, деньги, полученные после увольнения, Александр Алексеевич решил вложить в киноиндустрию и отправился за покупкой проекционного аппарата. В лавке, он познакомился с Эмилем Ошем, который предложил организовать торгового кинодом «Э. Ош и А. Ханжонков» для проката зарубежных кинолент на отечественных экранах. Но Ош оказался авантюристом – денег у него не было, к тому же он еще забрал все средства и отправился в Америку для закупки новых западных фильмов (вернувшись из Америки, Ош не смог устроить бизнес – привезенные им ленты были скучны, и никто из владельцев кинотеатров не хотел их покупать).

Но Александра Ханжонкова это не остановило, и в 1906 году, заняв денег у знакомых и взяв часть в кредит, он открыл первое в стране ателье по прокату фильмов «Ханжонков и Ко» (кто именно был его компаньонами, история оставила в тайне) с целью «производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов». Его фирма помимо проката занималась «съемками с натуры», снимая выезды императорской семьи, военные парады и т.д.

До лета 1907 года квартира переросла в полноценную контору, где был организован собственный кинозал, а также киноателье с павильоном для съемок. В подвале оборудовали кинолабораторию для монтажа и организации русскоязычных титров к зарубежным лентам (что давало неоспоримое преимущество перед конкурентами).

После этого Ханжонков приступил к выпуску собственных кинолент – в 1909 году выходит на экраны первая художественная продукция его ателье — фильм «Драма в таборе подмосковных цыган» с настоящими цыганами в ролях. Но картина провалилась из-за актеров, которые боялись камер и были не слишком артистичны.

Но это не остановило кинематографиста и он решился на открытие собственного кинопавильона в 1909 году. Он арендовал участок земли в Сокольниках, в котором были сняты известные на тот момент ленты «Ермак — покоритель Сибири», «Русалка», «Боярин Орша» и другие.

Стоит отметить, что особо известной работой Ханжонкова стал историко-документальном фильм 1911 года «Оборона Севастополя», рассказывающий о героических и трагических событиях Крымской войны 1854-1856 годов. Премьерный показ ленты состоялся в Ливадийском дворце. Фильм произвел столь сильное впечатление на Николая II, что после завершения показа он лично подарил Александру Алексеевичу бриллиантовый перстень со своей руки. В том же году кинопромышленник был удостоен ордена святого Станислава 2-й степени — «за исключительно полезные труды на поприще российской кинематографии».

Став лидерами кинопроизводства, торговый дом в 1912 году преобразовывается в Акционерное общество «А. Ханжонков и К°». В том же году компанией была построена кинофабрика в Замоскворечье на Житной улице. (После революции фабрика была национализирована и стала 1-й фабрикой Госкино).

Однако нарастающая конкуренция на рынке отнимала у Ханжонкова много здоровья и сил, что в итоге приковало его к инвалидному креслу. Врачи рекомендовали ему перебраться в более теплый климат, и семья Ханжонковых переехала в 1917 году в Ялту.

В 1919 году Александр Алексеевич эмигрировал из Крыма в Австрию, где вскоре умерла его жена. Но спустя несколько лет в 1923 году он вернулся назад, на Родину.

В 1926 году Ханжонков был арестован по сфабрикованному делу о казнокрадстве и был показательно приговорен к 6 месяцам тюрьмы.

После этого кинематографист покинул Москву, и поселился снова в Ялте. Лишенный политических прав и доведенный до крайней нужды Ханжонков лично обратился с письмом к председателю кинофотоуправления СССР Борису Шумяцкому.

«Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге – смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обречённым вместе со своею женою».

На его просьбу отреагировали, и он был реабилитирован. Также ему была назначена правительственная пенсия в 350 рублей – этот небольшой, но все-таки постоянный доход позволил Ханжонкову заняться своими мемуарами.

Во время оккупации Крыма немецкими войсками в 1941-1944 годах, Ханжонков, оставался в оккупированной Ялте. Он ушел из жизни через несколько месяцев после завершения Великой Отечественной Войны — в сентябре 1945 года, на 69 году жизни.

Похоронен был Александр Ханжонков на старом Ливадийском кладбище в Ялте, однако позднее его прах был перезахоронен в некрополе на Поликуровском холме, где покоится большое количество знаменитых российских деятелей.

В память о великом русском кинематографисте были установлены памятники в Ялте (в 2011 году, в ста метрах от административного здания Ялтинской киностудии, котороую он основал), в Ростове-на-Дону (24 августа 2016 года, на Буденновском проспекте напротив здания гимназии, где учился будущий кинематографист (ныне школа №43)) и конечно же на Родине Ханженкова – в Макеевке (8 августа 2008 года, работы Зураба Церетели).