Михаил Плащевский. Художник военного завода

Народный живописец с Первой Админплощадки в Куйбышевском районе Донецка в своих работах показывает красоту окружающего мира

Михаил Иванович, работая долгие годы на одном из самых известных донецком «почтовом ящике», для души пишет картины на исключительно мирные темы.

Родом с Кубани

Михаил Иванович Плащевский родился 12 сентября 1929 года в Краснодарском крае на хуторе Могукорово Крымского района. Семья была артистической по линии деда — дядя Лука был цирковым акробатом, по линии матери Марфы Ивановны Черноивановой — раскулаченные крестьяне. Рано остался без матери, которая умерла в 1933 году. Отец — Иван Францевич Плащевский, 1901 года рождения, был фотографом и попал под «каток» репрессий. Заключенный Ухтпечлага был приговорен тройкой при УНКВД Архангельской области 5 октября 1937 года к высшей мере наказания. Расстрелян  29.12.1937 года. Место расстрела: спецлагпункт возле таежной речушки Ухтарка.

После ареста отца, маленького Мишу и его младшего брата Ивана, в последствии также ставшего художником, определили в детский дом в Новороссийске. Михаил здесь показал свой свободолюбивый нрав, совершая
побеги из всех детдомов, в которых ему приходилось пребывать.

В те годы он и начал рисовать, также тогда играл на пианино и баяне. Во время Великой Отечественной войны Михаилу Плащевскому много чего пришлось пережить — несколько раз, наверное, только чудо спасло его от верной гибели.

Тяга к искусству у будущего художника была всегда. Серьезно начал рисовать лет в 16, неплохую практику получил во время трехлетней службы в Советской Армии в авиационных войсках в Армавире.

В 1957 году Михаил Плащевский женился на Светлане Яковлевны Фурсовой и после этого началась их совместная жизнь уже в Донбассе.
Художник на секретном ДЗРХИ

В Курахово была парторгом одного из предприятий сводная сестра супруги Михаила Ивановича, она и уговорила приехать молодожёнов в нынешний город Донецк. Первым местом работы художника Плащевского стала шахта имени Горького, затем он трудился художником в Доме культуры на Первой админплощадке. Через некоторое время началась его трудовая деятельность на непосредственно военном заводе — Донецком заводе резино-химических изделий. Одной из причин поступления на это секретное предприятие был тот факт, что здесь сотрудникам довольно быстро давали квартиры, а до этого Михаил Иванович с супругой проживал в бараке.

Михаил Плащевский работал на ДЗРХИ в художественном цехе (РСЦ 12) художником, а затем — бригадиром художников. Трудился на заводе до 2006 года.

Работу приходилось делать самую разную, в том числе и наглядную агитацию внутри производственных заводских помещений, а также на улице. Участвовал в оформлении Аллей трудовой и боевой славы завода, фонтанов и парковых зон на предприятии, в том числе и «зимнего» сада. Художник Михаил Плащевский писал портреты ветеранов труда и участников Великой Отечественной войны. В его творчестве не только живописные картины, но и работы, выполненные в технике резьбы по дереву. На заводском спортивном комплексе «Олимп» участвовал в создании рельефов и мозаики.

Особо нужно отметить роль Михаила Ивановича Плащевского в создании Аллеи молодогвардейцев возле цеха  имени «Молодой гвардии». Там на постаментах в октябре 1984 года были установлены бюсты Ивана Туркенича, Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Любови Шевцовой, Сергея Тюленина и Виктора Третьякевича. Такой аллеи в Донецке больше не было нигде.

Так случилось, что Михаил Иванович не был в составе Союза художников УССР или СССР. Как вспоминает сам ветеран, это не мешало ему дружить со многими членами Донецкого отделения Соаюза художников УССР. Художник Плащевский заочно закончил обучение в Институте культуры в Москве.

Все свое свободное время он писал картины для души. Среди них преобладают натюрморты и пейзажи, а также картины с религиозным, философским сюжетами. В своих работах Михаил Иванович показывает красоту окрестных мест. С этюдником ходил и писал виды заводского поселка, поселков Пески и Октябрьского. Особое место в его творчестве выделяются написанные им картины о родных местах на Кубани.

По стопам отца пошла его дочь — Ольга Михайловна, которая также стала художником.

Ангел-хранитель сберег на Админплощадке

Так уж судьба распорядилась, что ребенку времен Великой Отечественной войны пришлось в преклонном возрасте испытать все ужасы войны в Донбассе. Что такое Админплощадка возле Донецкого казенного завода химических изделий, думаю, что для большинства людей, следящих за событиями в нашем крае, долго объяснять не нужно. Поселок неоднократно подвергался и подвергается до сих пор жесточайшим обстрелам артиллерией ВСУ. Мы помним, как в октябре 2014 года на завод прилетала ракета Точка-У. В заводском поселке погибли и были ранены много мирных граждан, разрушены целые дома, люди неделями сидели без воды.

Михаил Иванович Плащевский не уехал из Донецка. Он вместе со всеми достойно перенес самые нелегкие военные дни. Художник несколько раз просто чудом оставался в живых, получив несколько контузий.

Первый «прилёт» на Адмиплощадку состоялся 19 июля 2014 года. Михаил Иванович как раз писал очередную картину. Его взрывной волной отбросило к стене, ударился сильно головой. Во второй раз художника контузило 30 января 2015 года. Он варил кофе на кухне, а осколки летели через всю квартиру. К счастью, Михаила Ивановича они не задели. После этого дочь забрала отца к себе в квартиру на Мариупольской развилке. Три месяца там они жили под обстрелами каждый вечер и ночь. «Папа спал в «предбаннике» перед квартирами, я в кладовке, муж в ванной. Было очень страшно!», — вспоминает Ольга Михайловна.

С июня 2015 года Михаил Плащевский снова стал проживать в квартире на Первой Админплощадке. В конце июня 2017 года был контужен в третий раз. Снаряд вошёл в дерево поблизости от дома, взрывной волной осколки побили все окна, художник получил лёгкое ранение.

С июля прошлого года ввиду преклонных лет и слабого здоровья Михаил Иванович живет с семьей дочери. Несмотря на все пережитые трудности и испытания, художник с военного завода надеется на то, что в Донбассе наступит долгожданный мир, что люди будут больше обращаться к прекрасному и ценить эту окружающую красоту.

Автор — Анатолий Жаров

Фото из архива семьи Плащевских

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее