В рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» с 2019 года в регионы России поставляются передвижные многофункциональные культурные центры – автоклубы. Основная их цель – обеспечение доступности культуры для людей, проживающих в отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах, в которых нет стационарных домов культуры или концертных залов. Такой подход позволяет превратить отсутствие культурной инфраструктуры в этих регионах в уникальную возможность для жителей получить доступ к разнообразным культурным событиям без необходимости ехать в более крупные города.
«Передвижные культурные центры крайне востребованы у жителей. В 2023 году уже 57 новых автоклубов прибыли в субъекты России, в том числе и новые регионы – они появились в Курской, Тамбовской, Смоленской, Рязанской, Астраханской, Кемеровской областях, Красноярском крае, в Республике Мордовия, Чеченской и Чувашской республиках, а также Запорожской области. В ближайшее время ожидается поставка в Оренбургскую область, а до конца года будет поставлено еще 25 автоклубов», – сказала министр культуры РФ Ольга Любимова.
Автоклубы – культурные центры «на колёсах», оснащённые современным многофункциональным оборудованием: сценой-трансформером, спутниковой антенной, акустической системой и мультимедийным оборудованием. Чаще всего они предназначены для проведения мероприятий в городах, деревнях, сёлах, удалённых от столицы. Такие клубы проводят различные культурные и развлекательные мероприятия, включая концерты, выставки, лекции, даже кинопоказы и дискотеки. Благодаря способности проходить даже по бездорожью автоклубы могут доставлять культурные и образовательные возможности в самые отдаленные уголки страны. Такие технологии являются важной частью стратегии развития инфраструктуры, которые помогут обеспечить всем доступ к культурным ценностям страны. Автоклубы интегрированы с творческими коллективами домов культуры, что позволяет артистам выезжать на выступления и мероприятия в самые разные уголки страны.
Автоклубы не имеют мировых аналогов. Это уникальная разработка, которая делает культуру и искусство более доступной для жителей самых отдаленных регионов России. Культурные мероприятия создают особую атмосферу единения жителей регионов, в прямом смысле слова привозят в села и деревни яркие события – жители радостно встречают артистов.
За 4 года реализации мероприятия автоклубы осуществили свыше 2 тысяч выездов, привлекая внимание и интерес более 200 тысяч человек. Это наглядное подтверждение важной роли передвижных центров в поддержке культурной жизни в регионе.
Развитие мероприятия по оснащению регионов автоклубами запланировано на период 2019 – 2024 годов. На реализацию проекта из федерального бюджета выделено 2,95 млрд рублей.