Мы продолжаем публиковать цикл рассказов, автор которых известный блогер из Донбасса Донецкий писатель. Его изданная книга «Украденная страна» вызвала немалый интерес. Автор любезно предоставил нам возможность ознакомить со своим творчеством наших читателей. Первый рассказ, опубликованный «Правдой ДНР», нашел отклик в сердцах подписчиков и гостей издания. Работаем для вас. Ознакомиться с произведениями можно на нашем сайте «Правда ДНР» каждую пятницу.
СВЕТ
Гений, ум, дух нации проявляются в ее поступках. Нам не дано выбирать ни страну, ни язык, ни время рождения. У нас один выбор — быть людьми.
Василий Голобородько, сериал «Слуга народа», 2019 г.
Аэромобиль марки Клао пролетел мимо окна школы, затем лег набок и пронесся вдоль гладкой стены здания.
При звуке хлопнувшей двери ученики бросились от окон к партам.
— Добрый день, ребята! — бодро поздоровался с ними преподаватель истории.
— Приветствуем вас, учитель! — хором ответил класс, замерев в ожидании.
— Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? — располагаясь за своим столом, спросил он. — Кто знает?
— Языкам прошлого.
— Верно! А какой язык мы разбирали на предыдущем уроке?
— Русский.
Преподаватель кивнул.
— На каких языках раньше говорили на наших землях? Назовите их.
— Русский, украинский, венгерский, румынский, польский, староболгарский и общий!
— Сегодня мы обратимся к украинскому языку. Что вам известно о нем?
— Он стал мёртвым задолго до Великих времен.
— Правильно! — учитель потер нос, пытаясь сдержать чихание. — При каких обстоятельствах?
— Это произошло, когда Украина распалась на несколько государств, в результате чего украинский язык стал невостребованным.
— Да, все так. Еще некоторое время после этого, в течение где-то тридцати лет, он существовал как основной язык немногочисленной группы людей, но область его применения неуклонно сужалась, что и привело к тому, что этот язык попросту перестали использовать, — рассказывал преподаватель. — Кто знает, какова историческая особенность украинского языка?
— Это был последний язык человечества, который насаждался насильственно.
— И поэтому стал одной из причин конфликта, — добавил учитель.
Услышав последнее слово, некоторые ученики поморщились, а другие, сидящие на задних партах, захихикали.
— Почему вы смеётесь? — дружелюбно поинтересовался преподаватель.
— Конфликтов давно не было, — ответила, вставая из-за парты, рослая белокурая девочка. — И когда я представляю, что люди могли ругаться и тем более убивать друг друга из-за того, что говорят на разных языках, мне становится смешно.
— К сожалению, человечество долго существовало именно в такой парадигме. Люди всегда жили и живут исключительно в пределах заданных координат, то есть имеющихся у них знаний.
— Учитель, но ведь это дикость! Как можно ссориться, вредить друг другу из-за способа общения, коммуникации, речи? — подхватил серьезный юноша с длинными волосами. — Можно понять даже воровство, ложь, территориальные споры, ставшие следствием нехватки продовольствия, ресурсов и прочего… Но конфликтовать из-за языка — это так нелогично!
— Дикость — очень верное слово. Да, дети, тогда были именно дикие времена. И наша с вами задача — сделать так, чтобы они никогда не повторились.
— А вы думаете, что такие времена могут вернуться? — скептически спросил кто-то из учеников с задней парты.
— Мы, конечно, кое-чего достигли и благодаря этому ушли от цикличности ошибок, но помнить о заблуждениях прошлого, быть собранными и сконцентрированными нужно всегда.
— А почему те люди считали необходимым конфликтовать по этой глупой причине? Ведь они уже относились к виду Homo sapiens, человеку разумному.
Класс засмеялся.
— Да, конечно, — ответил учитель. — Однако в то время язык был для людей одним из индикаторов их общности, и потому его насаждение в другой группе или поддержание внутри своей являлось обязательным условием для увеличения такой группы или сохранения её идентичности. Вы помните, из-за чего произошел распад Украины? Какая череда исторических событий привела к этому?
— Смутные времена… — ответил высокий парень с ясными глазами. — Я читал историю ХХI века. Неоднократная смена власти, в том числе и насильственным путем, войны, обман населения…
— Но учитель, — уточнил другой ученик, — я читал, что Украина находилась тогда на нашей территории.
— Да! — подтвердил преподаватель.
— Смутное время началось с переворота, в котором участвовали люди, считавшие, что выступают во имя развития и света, а противостоит им темная империя — Россия. И я очень удивился, когда узнал, что они называли жителей России… не по гражданству — россиянами, а по национальности — русскими… или орками. Если я правильно понял, они использовали это слово в качестве ругательства, и означало оно генетически отсталых людей, смешавшихся с ордой. Они желали смерти им, их детям и внукам.
Учитель улыбнулся:
— А вы слышали, чтобы кто-нибудь хоть раз после этого назвал россиян орками?
Дети отрицательно покачали головами.
— Нет, Россия существовала до Великих времен.
— Ну вот, видите. Начнём с того, что одной из главных причин смуты стало как раз то, что полстраны не желало госпереворота. А другая половина, которая все-таки его добилась, проигнорировала остальных, сделав вид, будто их и их мнения не существует.
— А почему половина страны была против света?
— Они просто придерживались другого взгляда на то, как этого света можно достичь, — ответил преподаватель: — А госпереворот привел к нарушению одного из главных принципов современного общества — толерантности и уважения личности. Помните тезис: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека? Они пренебрегли этим законом. Горстке людей позволили вершить чужие судьбы и делать все, что им заблагорассудится во имя их иллюзорных идей. Такая безнаказанность всегда становится причиной ожесточения одних и порождает ненависть других. Если бы мы сегодня позволяли себе такое же поведение по отношению друг к другу, мы бы очень быстро превратились в настоящих дикарей.
Класс не отрывал взгляда от учителя.
Он грустно улыбнулся, вздохнул и продолжил:
— Ну а теперь подумайте: дикари, которые способны убивать и оскорблять других из-за того, что те говорили не на их языке, люди, пришедшие незаконным путем к власти, называющие себе подобных орками и желающие им смерти, — какой свет они могли принести? — преподаватель снова улыбнулся. Во времена, о которых мы с вами сейчас говорим, люди еще не утвердились в понимании, что свет и развитие нужно искать в книгах и знаниях, а не на улицах с взрывчатыми веществами. Нам не дано выбирать ни страну, ни язык, ни время рождения. У нас один выбор — быть людьми.
Михаил Шнейдер