Чествование памяти основателя русского кинематографа Александра Ханжонкова показало, насколько Донбассу дорог его герой, стоявший у истоков самого демократичного и самого технологичного из всех искусств. Вряд ли стоит пересказывать его биографию: она хорошо изложена в литературе, поэтому лучше через призму судьбы нашего выдающегося земляка познакомимся с той целиной, которую пришлось поднимать пионерам экрана.
Александр Ханжонков родился 8 августа 1877 года на территории современной Макеевки в казачьей семье, получившей дворянский титул. Как и полагалось для представителей его сословия, изначально он выбрал военное поприще, однако, вскоре молодой офицер теряет здоровье при исполнении служебных обязанностей. При выходе в отставку Ханжонков получает от государства пять тысяч рублей компенсации — огромные по тем временам деньги.
Он мог распорядиться этой суммой так, как многие дворяне того времени, потратив на развлечения за границей, но предпочёл открыть своё дело в области совершенно диковинного в те годы искусства — иллюзиона. Ханжонков приобретает проекционную аппаратуру, фильмокопии, прокатные лицензии — и вскоре его кинотеатр принимает первых зрителей.
Начинание оказывается успешным: кинематограф оказался одной из самых доступных для широких масс формой культурного досуга. Не все представляют, что театр тогда был достаточно дорогим удовольствием, а реформа Станиславского и Немировича-Данченко по его продвижению в народ только начинала набирать обороты. Кроме того, у театра есть ахиллесова пята: любой спектакль как произведение искусства уникален и невоспроизводим. Кино лишено этого недостатка: копии ленты можно тиражировать промышленным способом и демонстрировать в любом пригодном для этого месте. Кроме того, технический прогресс подарил экрану такие выразительные средства, которые на сцене просто невоплотимы.
Первые фильмы, демонстрируемые в иллюзионе Ханжонкова, были иностранного производства, но уже в 1909 году он налаживает выпуск собственных картин. А спустя пару лет его киностудия снимает две совершенно революционных ленты, наметивших основные направления и стандарты мирового экрана.
В 1911 году соратник Ханжонкова Владислав Старевич создаёт мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», произведший в Европе настоящий фурор: западная пресса писала о русских чудо-дрессировщиках, сумевших превратить жуков в актёров. Именно эта лента стала родоначальником жанра объёмной кукольной анимации.
Тогда же на экраны выходит первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Его продолжительность, составившая сто минут, легла в основу сохранившегося до наших дней стандарта метража односерийных кинолент: при большем времени показа зритель попросту начинает уставать и ослабляет своё внимание. Кроме этого, Ханжонков во время съёмок применяет одновременно две камеры, снимающих разные планы с последующим их сочетанием при монтаже картины. Тогда же впервые была опробована модель частно-государственного партнёрства, а съёмочной группе активно помогали военные и исторические консультанты.
Роль адмирала Корнилова в «Обороне Севастополя» стала одной из лучших работ выдающегося русского актёра немого кино Ивана Мозжухина. С Ханжонковым работали такие кинозвёзды тех лет, как Александра Гончарова и Андрей Громов, а также знаменитые режиссёры Василий Гончаров и Пётр Чардынин.
Кинематограф тех лет был куда бльшим окном в мир, чем современные телевидение и интернет. Студия Ханжонкова, помимо художественных фильмов, снимает также множество документальных и научно-популярных лент. Сложность последнего жанра заключается в том, что он по своей сути является синтезом постановочных, хроникальных и анимационных съёмок: высокие материи надо воспроизвести доступным и понятным для зрителя языком. И не просто воспроизвести: любой фильм — это прежде всего история из жизни, перенесённая на экран и подчиняющаяся строгим законам драматургии. Не зря ведущие сценарных курсов на занятиях постоянно говорят своим ученикам: «А ты расскажи историю!»
Просто ради интереса попробуйте в своём воображении набросать синопсис сценария документальной ленты, например о тайнах минералов, с полагающимися завязкой, развитием, кульминацией и развязкой, да так, чтобы сюжет при этом сопровождался перипетиями, постоянно приковывающими внимание зрителя! При этом мы ещё не перешли к экспликации — той части, где прописываются выразительные средства будущей картины и технические инструменты их воплощения! А впереди — съёмки, где потребуются не только камера, но и кульман: работа над реквизитом требует как художественного мышления, так и инженерного…
Всё это я рассказываю к тому, что кинематограф — настоящий сплав физики и лирики, смелого полёта фантазии и «сухого» технического расчёта. Например, ещё четверть века назад режиссёр, сценарист и художник картины задолго до съёмок прорисовывали постановочные альбомы и прописывали хронометраж каждого дубля, а все сцены тщательно репетировались актёрами: плёнка стоила недёшево, её максимально допустимым расходом считалось, когда в итоговый вариант ленты шёл один дубль из десяти в художественном, и один из трёх — в документальном кино.
Постановочная часть — это всего лишь самая заметная сторона рождения фильма, другую её часть составляют производственные мощности: не случайно в старину киностудии называли «кинофабриками». Во времена Ханжонкова кинопроизводство было весьма вредным и опасным: основа плёнки делалась из взрывоопасного пироксилина, а для её обработки применялись крайне токсичные реактивы. Не менее тяжёлым был труд оператора: камера весила много, а ручной привод требовал строго выдерживать ритм вращения — три оборота в секунду, ни больше, ни меньше. Кроме того, от постоянного мелькания обтюратора (аналог затвора в фотоаппарате) портилось зрение: глазные недуги, вплоть до полной слепоты, у кинооператоров относятся к разряду профзаболеваний.
В 1917 году Ханжонков основывает Ялтинскую киностудию. Причиной переезда стали не только политические потрясения, но и некоторые особенности техники того времени: с первых лет появления отечественного кинематографа на роль «Русского Голливуда» стали претендовать два города — Одесса и Ялта. Дело в том, что искусственное освещение по тем временам было достаточно дорогостоящим и не слишком рентабельным для фильмов с малым бюджетом, поэтому среди режиссёров и продюсеров развернулась настоящая «погоня за солнцем»: в южных городах стены первых съёмочных павильонов возводились из стекла.
После революции Ханжонков несколько лет прожил за границей, где ставил опыты по озвучиванию фильмов: самой большой технической проблемой было синхронизировать видеоряд и звуковую дорожку. Выход из положения нашли не сразу, хотя он оказался довольно простым: все мы, наверное видели в телепередачах о киносъёмках в руках ассистента режиссёра «хлопушку» — табличку с номером дубля по которой сверху бьют полосатой планкой. Так вот момент удара отчётливо фиксируется записывающей аппаратурой и позволяет при монтаже совместить звук с кадром. К сожалению, история не сохранила доказательств того, был ли причастен наш земляк к изобретению именно этого устройства, ставшего одним из символов кинематографа.
После возвращения в СССР Ханжонков некоторое время работает консультантом «Госкино», а затем заведующим производством «Пролеткино». Ему довелось познать немало несправедливости по причине бытовавшего в те годы недоверия к лицам дворянского происхождения. В 1934 году он получил от правительства персональную пенсию, и доживал свой век в Ялте, где занимался написанием мемуаров. Заслуженная слава к Ханжонкову вернулась спустя много лет после смерти.
Нынешнее возрождение Донбасса стимулировало рост интереса к творческому наследию уроженца берегов Крынки. Да, у нас никогда не было своей собственной киностудии, но шахтёрский край не оставался без внимания режиссёров: на нашей земле разворачивается действие таких кинокартин, как «Молодая гвардия», «Большая жизнь», «Донецкие шахтёры», «Восемь дней надежды», «Зеркало для героя». Сегодня российские кинематографисты работают над новыми фильмами о борьбе народа Донбасса с бандеровским нацизмом.
Но мы имеем свой значительный творческий задел: мало кто знает, что в 2012 году преподаватели и студенты Луганского университета культуры и искусств практически на одном энтузиазме создали единственную (!) за всё время украинской «независимости» полнометражную анимационную ленту о подвиге героев Краснодона. Отметим, что к тому моменту киностудии Украины уже давно превратились в дешёвую постановочную базу для съёмочных групп из-за рубежа, впрочем, в таком состоянии они пребывают и поныне.
Сейчас в молодых республиках создаются собственные союзы кинематографистов, есть творческие задумки и планы. Нам придётся растить собственную киношколу, и это естественно: родина «отца» русского кино вряд ли может оставаться безучастной к его великому детищу.
Александр Дмитриевский