16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о статусе автономии, и более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России.
Проведение крымского референдума 2014 года о присоединении полуострова к России прошло мирно, в рамках Конституции Украины, АР Крым и международных договоров.
Семь лет прошло с момента исторического воссоединения Крыма с Россией, однако до сих пор группа западных государств, в том числе и Украина, вопреки принципам международного права, упорно продвигают в международных организациях, в т.ч. и в ООН, тезисы об «оккупации» и «аннексии» Крыма Российской Федерацией, игнорируя законное волеизъявление народа Крыма. Референдум, прошедший под наблюдением свыше 150 международных наблюдателей, в условиях госпереворота и захвата власти в Киеве националистами и радикалами, стал реализацией права народа на самоопределение.
27 июня 2017 г. ИТАР-ТАСС был представлен аналитический доклад «О легитимности референдума в Крыму», подготовленный группой юристов-экспертов в области международного права. Один из авторов доклада, председатель Московской коллегии адвокатов «Последний дозор» Александр Молохов тогда сообщал, что доклад был подготовлен не для внутреннего пользования, а для западной аудитории. Однако приглашённые представители западных СМИ и США воздержались от участия в мероприятии ИТАР-ТАСС.
Что касается самого доклада, то приведённые в нём факты и аргументы убедительно свидетельствуют о том, что проведение референдума в Крыму являлось легитимным, исходя из положений Декларации о принципах международного права 1970 года, где прописано право народа на самоопределение.
Однако, несмотря на правовую безупречность воссоединения Крыма с Россией, никто на Западе не хочет слышать и знать юридическую оценку этого явления.
Западники и украинцы настойчиво утверждают, что выход Крыма из Украины и последующее вхождение его в состав России нарушило Конституцию Украины. Однако этот довод не может поставить под сомнение легитимность признанного международным сообществом и юридически закреплённого права наций на самоопределение.
Как же развивались события семилетней давности?
В конце ноября-начале декабря 2013 года майдан на Украине стал быстро переходить в силовую фазу. Противники действующего президента Януковича быстро вооружались и готовились к насильственному свержению законной власти на Украине.
21–22 февраля 2014 года в Киеве произошёл государственный переворот, в результате чего власть была захвачена противниками законно избранного президента Украины В.Ф. Януковича и фактически был нарушен баланс между правом на самоопределение и правом на территориальную целостность.
То, что произошло на Украине — антиконституционный переворот.
«Крымчане, вы нас ждите!» — слышали жители Крыма из уст националистов в Киеве и видели, как они публично издевались над руководителями облгосадминистраций и мэрами городов, приковывали их наручниками и избивали. Крымчане понимали, что на полуостров идут с войной.
Тем, кто обвиняет жителей Крыма в нарушении конституции, полезно будет знать часть 1 статьи 28 конституции Украины, где указано, что на государство возложена обязанность защищать жизнь своих граждан. Однако по состоянию на 22 февраля 2014 года центральная власть Украины фактически перестала функционировать, так как законно избранный президент был смещён со своего поста, вопреки процедуре, предусмотренной ст. 108 Конституции Украины. В этих условиях ссылки тех, кто в Киеве захватил власть и присвоивших себе государственные полномочия силовым путём, на нормы украинской конституции абсолютно ничтожны, поскольку были утрачены необходимые законные условия для их применения.
Необходимо обратить внимание на существенное обстоятельство, когда в условиях фактического безвластия и нацистских погромов в городах Украины, в Крыму продолжали работу законно избранные органы государственной власти и Автономная Республика Крым осуществляла свой суверенитет на своей территории в соответствии со своей конституцией.
Полезным будет вспомнить, что в числе первоочередных шагов легитимная власть Крыма в лице Верховного Совета стала формировать систему защиты крымчан от угроз и возможных провокаций со стороны организаторов государственного переворота на Украине и боевиков Евромайдана. То есть фактически исполнять не только свою конституцию, но также и часть 1 статьи 28 конституции Украины, где указано, что на государство возложена обязанность защищать жизнь своих граждан.
Оценивая легитимность референдума в Крыму важно учитывать ещё один фактор, когда в этой исключительно сложной обстановке Верховному Совету республики удалось сформировать новый состав Совета министров во главе с Сергеем Аксёновым, и законным порядком согласовать его кандидатуру с легитимным президентом страны В.Ф. Януковичем. Таким образом, в Крыму была установлена легитимная власть, которая на законных основаниях, имея свою конституцию, приступила к подготовке референдума и 6 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым принял постановление «Об общекрымском референдуме».
Что касается правовой основы для проведения референдума, то для этого было достаточно оснований. В их числе можно выделить прописанный в Конституции Украины особый конституционный статус многонационального автономного образования — Автономной Республики Крым в рамках унитарной Украины. Но после вооружённого захвата власти на Украине, когда нацизм стал основой государственной идеологии, крымчане почувствовали, что над многонациональным Крымом нависла угроза этнической чистки и войны.
Руководство республики действовало в соответствии со статьёй 138.2, раздела 10 конституции Украины 1996 года, где указывалось, что к ведению Автономной Республики Крым отнесена «организация и проведение местных референдумов», при этом возможный предмет таких референдумов, этим специальным «крымским» разделом конституции не ограничивается. Таким образом, организуя референдум, крымчане действовали в правовом поле основного закона Украины. Одновременно, референдум о статусе Крыма был проведен в полном соответствии с нормами международного права.
Оценивая события «Крымской весны», можно констатировать, что семь назад произошёл добровольный выход Крыма из состава неуправляемого законной властью государства и состоялось провозглашение его государственной независимости легитимным органом — Верховным Советом Автономной Республики Крым, подтверждённой на референдуме. После этого последовало легитимное вступление независимого крымского государства, в соответствии с волеизъявлением его народа, в Российскую Федерацию, что в корне опровергает западную версию о так называемой аннексии Крыма.
Из почти 30-тысячного контингента украинской армии, дислоцировавшегося в республике, выехали только шесть с небольшим тысяч человек, а около 80% военнослужащих остались в Крыму, при этом не было ни одного вооружённого конфликта и никто не погиб.
Т.е. утверждение ряда политиков о том, что крымский референдум 2014 года проведён с нарушением международного права, а принятая в спешке, под давлением западных стран и без объективного правового анализа резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/68/262 от 27 марта 2014 года «О территориальной целостности Украины», представляется необоснованной.
Если вспомнить новейшую историю, то легитимность референдума жителей Крыма от 16 марта 2014 года дополнительно усиливается ещё и принятием Постановления Верховного Совета РФ от 21 мая 1992 года № 2809–1, которым Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» было признано не имеющим юридической силы с момента принятия, как принятого с нарушением Конституции РСФСР и законодательной процедуры. Верховный Совет Российской Федерации принял решение о возвращении незаконно утраченной территории и при этом не устанавливал протекторат России над Крымом, а оставил это решение на будущее, с участием всех жителей Крыма и на основе их волеизъявления. В ходе состоявшегося 16 марта 2014 года референдума историческая справедливость была восстановлена.
В ходе событий «Крымской весны» власти Республики Крым постарались исправить волюнтаристскую историческую ошибку, допущенную в 1954 году. Назначив и проведя общекрымский референдум о статусе полуострова, власти Крыма пошли по легитимному, демократическому пути, который фактически означал совет с каждым жителем Крыма.
Всему свое время…
Ваш Таксист…