На сегодняшний день официально в Донецке нет ни завода, ни поселка, ни улицы или переулка с именем Боссе, но все равно каждый дончанин знает, где находится жилой район машиностроительного завода, который до сих пор неофициально носит имя русского инженера*.
Будущий инженер-предприниматель немецкого происхождения Эдуард Артурович Боссе родился 19 октября 1854 года близ эстонского городка Тамсалу (на тот момент Российская империя), в лютеранской семье. Чуть позже семья переехала в Санкт-Петербург. В 12 лет Эдуард Боссе начал учиться в церковно-реформаторском училище, после которого поступил в престижное, на тот момент, учебное заведение Европы – Политехнический институт Цюриха (Швейцария), который окончил в 1878 году, получив специальность инженера. После этого молодой специалист вернулся в Петербург, где впоследствии начал трудится в Обществе Франко-Русских заводов, которым был направлен на работу на юг Российской империи.
Таким образом, Эдуард Артурович Боссе попал к нам на Донбасс, где на то время французский и бельгийский капитал активно осваивали Донецкий край. Он начал сперва работать здесь инженером на строительстве железнодорожной ветки Екатеринодар — Новороссийск. Именно в этот период инженер и познакомился с немецким предпринимателем Рудольфом Геннефельдом, который впоследствии стал его другом и компаньоном.
В 1889 году партнеры приобрели у юзовского помещика и шахтовладельца Николая Рутченко несколько десятин земли и основали возле села Григорьевки, одноименной волости Бахмутского уезда Екатеринославской губернии – машиностроительный и чугунолитейный завод (после революции “Сталинский машиностроительный завод имени 15-летия Ленинского комсомола Донбасса”, познее – “имени Ленинского комсомола Украины”, а ныне “Донецкгормаш”). В том же году Боссе и Геннефельд приобрели фабрику обёрточной бумаги в селе Петро-Марьевка на реке Лугань Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне Первомайск) которую переоборудовали в механический завод (ныне Первомайский электромеханический завод имени К. Маркса). Впоследствии, в 1902 году Боссе и Геннефельд поделили собственность: машиностроительный и чугунолитейный завод перешел к Боссе, а механический – Геннефельду.
В 1908 году 54‑летний Эдуард Боссе передал свое предприятие в аренду германскому подданному, инженеру Роберту Вагнеру, который впоследствии породнился с ним (дочь Вагнера вышла замуж за сына Боссе). Предприятие динамично развивалось.
«Я, Боссе, — так начинался договор, — отдал Вагнеру в арендное содержание принадлежавший мне машиностроительный и чугунолитейный завод, находящийся близ Юзовки… на собственной земле в три десятины со всеми постройками, приспособлениями, сооружениями, машинами, аппаратами и прочими принадлежностями»
С наступлением Гражданской войны, Боссе с сыном еще жили в Юзовке. И даже после установления советской власти в наших краях, они какое-то время еще продолжали трудиться на уже национализированным в 1920 году заводе. Боссе старший работал инженером-консультантом, его сын Павел – механиком, а Роберт Вагнер был начальником завода.
В 1924 году семья Боссе покинула Юзовку, только что переименованную в Сталино, в надежде вернуться сюда снова. Известно, что Эдуард Артурович поселился у своей старшей сестры в Риге. О дальнейшей жизни Боссе и его семьи практически нет никаких сведений. Известно только то, что умер основатель завода 27 июня 1927 года на 73‑м году жизни в Риге.
К сожалению, в память об Эдуарде Боссе в Донецке ничего кроме его завода не осталось, но зато две важнейшие достопримечательности города – памятник Освободителям Донбасса и пилон-флагшток на площади Ленина – были изготовлены на заводе Эдуарда Артуровича Боссе, что и служит своеобразным напоминанием о русском инженере.
* Официально топонимика Боссе использовалась, но так такового решения городских властей о применении названия Боссе – нет.