Нужен ли закон о лоббировании в ДНР?

Лоббизм, как таковой, — способ, который позволяет путем воздействия и мягкого давления на различные провластные структуры, получить определенные преференции в бизнесе и финансовую поддержку государственной власти. Регулярно проходит огромное количество дискуссий о специфике его силы и виляния. Точки зрения весьма разняться. Лоббизм имеет как ярых сторонников, так и противников. Причем, каждая из сторон оперирует аргументами и фактами, которые согласно их мнениям являются априорными.

Прежде чем понять нужен ли закон о лоббировании в Донецкой Народной Ресаублике, стоит отметить, что в Российской Федерации отсутствует правовая основа его функционирования. Лоббизм не регламентирован на федеральном уровне специальным законодательством.

Допустим, что данный закон на региональном уровне нужен. Насколько это срочно и можно ли считать его частью актуальной поддержки в современных реалиях развития региона и его интегрирования в Российскую Федерацию, вопрос спорный. К сожалению, законодательная база ДНР пока не идеальна, но работа ведется. Не стоит также забывать, что за последние 9 лет в ДНР появилось более 900 некомерческих и общественных организаций, различных объединений и фондов, которые финансируются или поддерживаются бизнесом, а власть должна учитывать в законодательных и иных правовых актах и их интересы, если они не противоречат курсу развития общества и государственной политике.

Также после вхождения в состав РФ, как субъект Российской Федерации, Донецкая Народная Республика имеет республиканскую форму правления, свою конституцию, исполнительные органы власти, парламент, судебную систему, собственное законодательство, принимаемое им и действующее на территории ДНР. Поэтому, прежде всего, необходим политический институт, представляющий и лоббирующий интересы нового региона, который будет защищать ее бизнес в государственном сегменте на региональном и федеральном уровнях. Лоббирование интересов в рамках законодательства поможет обеспечить более справедливые условия для развития бизнеса, отстаивания его интересов в некомерческих сверах взаимодействия и учесть его потребности при принятии решений.

Нам сейчас сложно понять всю специфику и структуру развития, взаимодействия и становления, так как в рамках интеграции идет помощь регионов-шефов, в федеральный бюджет закладываются огромные суммы на восстановление, создаются профильные проекты и программы, инициированные Большой Россией. ДНР начитает осваивать ранее недоступные рынки, входят инвесторы, новые регионы – это свободная экономическая зона. Но нужно понимать, что это не будет длиться вечно. Республике необходимо будет не только осознавать и защать, но продвигать интересы регионального бизнеса.

Также стоит понимать, что необходимо создание правовой базы, регламентирующей лоббизм, особенно, учитывая его отсутствие на федеральном уровне. Поэтому органом региональной законодательной власти должны быть проработаны обязательные условия, содержащиеся в данном законе. Так, подобный норотивно-правовой акт должет содержать определенные статьи, регламентирующие функционирование лоббистов, а также защищающий их деятельность. Согласно тому же документу должны быть определены права тех, кто с ними сотрудничает, гарантировано соблюдения их интересов, обозначены штрафные санкции для обеих сторон в случае нарушений или неправомерных действий. Например:

— «О регистрации лоббистов, союзов и их представителей».

— «О контроле деятельности и регулированию лоббистов»

— «Об ответственности за неправомерные действия и нелегальный лоббизм»

— «О формирование институтов социального партнерства» (для бизнеса, занимающегося благотворительностью).

— «О продвижении коммерческих, некомерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления».

— Этический кодекс.

Кроме этого, отвечая на вопрос: нужен ли закон о лоббировани в ДНР, стоит задуматься, в чем состоит выгода власти и может ли для бизнеса участие в благотворительных программах стать основанием для его продвижения? Технически, взаимодействие бизнеса и власти — сам по себе ключевой фактор для успешного развития экономики и общества. Когда обе стороны работают в сотрудничестве, это способствует созданию благоприятной бизнес-среды, привлечению инвестиций, росту рабочих мест и повышению уровня жизни населения. Однако, ключевыми факторами для успешного взаимодействия являются открытость, обмен информацией и ресурсами, а также активное участие бизнеса в формировании политики и законодательства. А вот данное сотрудничество на практике не идеально идет открытым путем под флагом доверия, а методы, используемые лоббистами, могут быть как законными, так и незаконными. Далеко не всегда основным критерием такого сотрудничества становится прозрачность. Коррупция — серьезное препятствием для эффективного взаимодействия бизнеса, НКО и власти. В рамках подобного сотрудничества, прежде всего необходимо создать открытые и неподкупные механизмы взаимодействия, разрабатывать и реализовывать антикоррупционные меры, использовать интерактивные информационно-коммуникационные платформы, понятные и доступные общественности. Также стоит помнить, что любое продвижение чьих-либо интересов, чаще всего будет сопровождаться ущемлением прав других групп.

В принципе, как правило, когда бизнес  принимает участие в благотворительных государственных программах, это выгодно обеим сторонам. Для власти данные взаимоотношения помогают создавать позитивный образ, повышают доверие общества, снижают уровень давления на бюджет и ограничивают финансовое участие государства. Сотрудничество помогает создать конкуренцию в сфере предоставления социальных услуг, вовремя решить проблему их дефицита, создать новые рабочие места.  Также это способ формирования совместных инвестиционных проектов. Бизнес же, в свою очередь, имеет возможность не только реализовать свою социальную ответственность, но и получить реальную финансовую прибыль. Такие взаимоотношения способствуют развитию и продвижению бизнеса на государственном уровне, получению государственных грантов, налоговых льгот, инфраструктурной поддержки для новых бизнес-проектов, формированию положительного имиджа и повышению потребительской лояльности, привлечению новых клиентов.

Стоит отметить, что в России благотворительность в бизнесе все еще не очень развита — компании не всегда понимают, зачем это нужно и в чем выгода.

Наталья Суворова

 

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее