Необычная история снимка «Знамя Победы над рейхстагом»

Совсем недавно в центре Донецка в уютном скверике на пересечении улицы Артема и проспекта Богдана Хмельницкого установили памятник легендарному советскому фотокорреспонденту, уроженцу Юзовки (впоследствии Донецк) Евгению Ананьевичу Халдею. Автор памятника — известный донецкий художник и скульптор Равиль Акмаев. У основания скульптуры размещена бронзовая табличка с памятной надписью: «Фотографу Победы — от благодарных дончан».

Легендарный советский военный фотокорреспондент стоит в полный рост в офицерском мундире, на груди его знаменитая «Лейка», а в руках Евгений Халдей держит свою всемирно известную фотографию — «Знамя Победы над рейхстагом», где указана дата 1 мая 1945 года. Этот снимок стал одним из символов Великой Победы советского народа над немецким фашизмом. Напомним, что на Нюрнбергском процессе снимки Евгения Халдея рассматривались в качестве доказательств преступлений фашистов. Наш земляк был единственным советским фотокорреспондентом, снимавшем Великую Отечественную войну все 1418 дней.

У Евгения Халдея было много талантливых снимков, но в историю он вошел, как автор фотографии «Знамя Победы над рейхстагом». У этого снимка очень интересная предыстория. Мало кто знает, что на фото запечатлено не знамя, а простая красная скатерть. Дело в том, что Халдей (о чем он лично рассказал писателю Михаилу Кубееву), давно задумал дойти до Берлина и сфотографировать над рейхстагом Знамя Победы. Эту идею ему подсказал его дядя – портной Израиль Соломонович Кишицер из города Сталино (нынешний Донецк). Оставшись в живых во время оккупации, после освобождения города в 1943 году, Кишицер передал своему племяннику красную скатерть с просьбой повесить ее в Берлине в качестве знака победы над сокрушенным фашизмом. Отомстить за всех убиенных и униженных. И Халдей все годы до конца войны носил это «знамя», обмотав его под гимнастеркой.

В мае 1945 года он попросил солдата Алексея Ковалева позировать ему. Тот согласился. Тогда Халдей быстро нащелкал несколько снимков, которые отослал в Москву, в Фотохронику ТАСС. Один из снимков, наиболее удачный был запущен по всем каналам и предложен мировым агентствам и ведущим газетам. Лучший снимок войны — «Знамя Победы над рейхстагом» — состоялся!

Но… В семидесятые годы дотошные ветераны обратили внимание, что на Знамени Победы нет никаких обозначений, кроме серпа и молота, каковые являются признаками государственности. Откуда же такой флаг мог тогда появиться в Берлине? Ведь в полках и дивизиях были свои знамена — с номерами и длинными названиями. «Дивизия такая-то, краснознаменная ордена Суворова и т.д.». Где же Халдей взял государственный флаг? И кто его ему выдал? В общем, подлог вскоре (ну, относительно вскоре), а все ж таки раскрылся. Халдею в качестве наказания предложили покинуть ТАСС и помалкивать. А о приключившемся скандале предпочли не распространяться.

И лишь выйдя на пенсию, когда опасаться было уже нечего, Халдей в приватном разговоре поделился историей о том, как его дядя-портной, упросил племянника повесить «знамя» — скатерть над рейхстагом.

Вот такой необычный эпизод описан в интересной книге «Тайны Берлина» Михаила Кубеева. С одной стороны, относительно того, кто первым поднял красное знамя над рейхстагом, существуют самые разные сведения – начиная от Егорова и Кантарии. А, впрочем, ни Халдей, ни Кишицер на первенство совершенно не претендуют.

С другой стороны, надо признаться, что когда я в первый раз познакомился с этой историей, то испытал некоторые сомнения. Во-первых, можно представить Халдея, обмотавшегося скатертью в холодном январе 1944-го, или промозглом феврале 1945-го, но никак не в жарком мае 1945-го. Во-вторых, что это за скатерть такая — с серпом и молотом? Да уж не оказались ли бы в то время в местах, не столь отдаленных, хозяйка скатерти и заодно все выпивающие и закусывающие на таком швейном изделии? За беспардонное надругательство над священными символами мирового пролетариата?

Однако, оставив первый вопрос без ответа, на второй, тщательно припоминая сохранившиеся реликвии советской эпохи, ответить все-таки удалось. Когда припомнил обожаемую в далеком детстве бабушкину конфетницу с профилем Вождя Народов. А также стихи поэта Владимира Маяковского: «А Надя: «И мне с эмблемами платье! Без серпа и молота не покажешься в свете!»

Но, будет лучше всего, если вместо меня обо всей этой интересной истории взвешенно, серьезно, вдумчиво и аргументированно выскажутся маститые историки.

Материал подготовил Евгений Коваль.

 

 

 

 

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее