Мемориальную доску из розового гранита певице Тамаре Миансаровой установили на фасаде здания перед главным входом в Донецкую филармонию, где официально исполнительница трудилась с 1968 по 1979 годы прошлого столетия.
«Тамара Григорьевна, будучи добрым, светлым человеком, исполнила множество прекрасных песен, заслуженно снискавших любовь у их почитателей. Открывая эту мемориальную доску, мы отдаем дань уважения, дань памяти Тамаре Григорьевне. Вечная память ей и спасибо за творчество!», — заявил глава администрации города Донецка Алексей Кулемзин.
Председатель правления региональной общественной организации «Землячество донбассовцев в Москве», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Геннадий Онищенко сказал о том, что более десяти лет певица представляла Донбасс на просторах Советского Союза, во всем мире. Он отметил, что Тамара Григорьевна была чутким человеком, тонко чувствовавшей сердца жителей шахтерского края. И неслучайно, что она была награждена почетным знаком «Шахтерская слава».
На мемориальной доске есть портрет Тамары Миансаровой, указаны ее почетные звания — Народной артистки России, Заслуженной артистки УССР, годы работы в Донецкой филармонии. Внизу слева под портретом на мемориальной доске изображен оригинальный автограф певицы — подпись, а сверху изображено солнце, символизирующее песню «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). После исполнения этого произведения в 1963 году на Международном фестивале песни в польском Сопоте певица стала широко известной в мире. Кстати, во время торжественной церемонии открытия мемориальной доски певице юные артисты исполнили именно эту песню.
Своими личными воспоминаниями о Тамаре Миансарове поделился с корреспондентом официального сайта ДНР один из старейшин Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени Бровуна, заслуженный артист Василий Николаевич Гладнев. Как оказалось, он 2,5 года работал в одной концертной бригаде с певицей, когда она была в штате Донецкой филармонии.
Комментируя сегодняшнее открытие мемориальной доски, артист Донецкой муздрамы считает, что таким образом, восстановлена справедливость. «Обязательно нужны мемориальные доски. Ведь Тамара много славы принесла нам. Такие люди, прославившие город Донецк, весь Донбасс, — должны быть в памяти наших земляков. Должны звучать их песни, а не только современные, без которых, естественно, тоже нельзя, но которые не все стоят, чтобы их так многократно давали в эфир. Лучше поставить и послушать песни в исполнении уже ушедших певцов, но благодаря которым наш город стал еще более известным», — сказал Василий Гладнев.
«Это было очень веселое, счастливое время в моей жизни. Она уже была Заслуженная артистка УССР и с ней работали несколько музыкантов. Тогда обязательным условием для творческой бригады было присутствие артиста разговорного жанра. И вот, примерно в 1973 году, ее группу покинул такой артист. А меня в филармонии знали, приглашая иногда на концерты. В те годы я самостоятельно занимался художественным словом и поэтому ко мне обратился «бригадир» группы – муж Тамары Миансаровой – Игорь Хлебников, очень приятный человек», — вспомнил он.
Василий Николаевич отметил, что творческая группа известной на весь Советский Союз была практически молодежной. «Мне было тогда 37 лет и в моей жизни тогда случилось большое радостное событие – жена родила сразу двух детей – мальчика и девочку. Но такая радость стоит того, чтобы начать работать еще больше. Я всегда любил и люблю свою работу. Отдельно от ролей в театре, я художественно читал разных авторов, стараясь выбирать самых лучших из них. Смело могу назвать, что самым лучшим в то время был Григорий Горин. С ним познакомился, когда стал работать с Тамарой. С первой беседы меня в ней «подкупило» то, что она прекрасно разбиралась в материале чтецком. Она узнала, кого я читаю, а Горина было читать непросто. Программу мы утверждали в Москве в присутствии замминистра культуры Советского Союза», — сказал актер. Гонорарную ставку в 12 рублей за концерт нового чтеца в группе Миансаровой тогда утвердили в столице СССР.
Василий Гладнев считает, что Тамара Миансарова была наделена большим артистизмом. «Она по актерски работала свои вещи. У нее каждая песня была яркой, музыкальной картинкой. Темпераментная, «заводной» была с хорошей энергетикой. Она жила своими песнями. Поэтому публика ее очень ценила и любила. Кто-то и завидовал ей – на эстраде не обходится и без этого», — отметил он.
«Благодаря ей, я объездил с гастролями весь Советский Союз – от его западной границы и до Комсомольска-на-Амуре, Владивостока, Хабаровска. Благовещенск я не могу забыть из-за одного случая. Мы жили в гостинице на берегу Амура напротив границы с Китаем. А я многие годы, где бы не был на гастролях, бегал по утрам в любую погоду. Помню в Кандалакше зимой от магазина до магазина в тридцатиградусный мороз при сильном ветре пробежал метров триста. А в Благовещенске Тамара сказала: Вася, давай и я вспомню молодость – побегу с тобой. Она, оказывается, занималась гимнастикой. В Благовещенске утром в спортивных трусах, босиком по берегу реки бегал около 5 км. Тамара вышла на пробежку в каком-то японском ярком костюме. Так я и говорю ей: Пограничники китайские начнут стрелять по нам с перепугу – подумают, что китаянка убегает от меня, а я ее преследую. Поэтому, давай, мы в разные стороны побежим. Так мы и сделали с ней тогда», — рассказал забавную историю Василий Гладнев. Он вспомнил также, что, благодаря Тамаре Григорьевне, познакомился с Иосифом Кобзоном.
Во время сборных концертов, где выступали и Народные артисты, завершала концерт Тамара Миансарова. «В финале работала она и ей был самый горячий прием публики. Она завораживала людей своим исполнением песни. Пела так, как люди хотели слышать», — подчеркнул заслуженный артист Донецкой муздрамы.
Он рассказал, что с Тамарой Миансаровой расстались, после 2,5 лет совместной концертной деятельности, друзьями. «С ней работалось легко. Она всегда интересовалась как там мои дети. Ее младшая дочь Катя – их ровесница. К Тамаре я несколько раз заходил в последующие годы, когда приезжал в Москву в творческие командировки. В последние годы жизни она очень болела – я ее даже не узнал. Тем не менее, о ней у меня всегда самые восторженные воспоминания. Остались у меня ее записи и, иногда, слушая их, вспоминаю ее теперь со слезой», — резюмировал артист Донецкой муздрамы.