Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.
Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, — Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами».
Так клялся русский народ на верность новому царю Михаилу Федоровичу Романову четыреста лет назад. Событие, произошедшее 21 февраля 1613 года на всенародном Земском Соборе, носило поистине вселенский характер — была восстановлена сакральная связь земной и небесной властей в лице верховного властителя, царя, помазанника Божьего.
Да народный собор осуществил некий выбор, но этот выбор не содержал в себе ни йоты демократии. Никакого властного волеизъявления демос в этом случае не оказывал. Народ молитвенно, с глубоким покаянием взывал ко Господу в ожидании осуществления Его воли. Воля Господа должна была проявиться в единодушии «советных людей» — представителей всех земель и сословий.
Очевидно, что единодушие — состояние общества редко осуществимое. В виду таких судьбоносных решений его могло и вовсе не возникнуть. Но именно это является главным принципом соборности — соборные решения принимаются не механическим большинством, а только единогласно.
Накануне первого заседания Земского Собора церковь объявила трехдневный пост. Москва скорбела. Народ три дня голодал, выла не кормленая скотина, надрывались голодные младенцы, народ рыдал о своих грехах. Но наконец, вымоленное единодушие, в жарких «баталиях» осуществилось, царь был избран, священная власть — власть благословлённая Господом была восстановлена, а вместе с тем произошло рождение единой соборной личности под названием Россия.
Такое событие могло произойти только в виду особого сосредоточения, измученного и поставленного смутой на край бездны, народа, осмысления им собственных грехов, отрешения от искушавших его соблазнов и глубокого покаяния.
Но прошло не многим более трех веков и вот, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, последний царь Николай II Александрович Романов вместе со своей семьёй безропотно принимает смерть, во искупление грехов подданного ему народа. Возможна ли такая жертва пред Господом или нет — разбираться в этом удел богословов, но именно так понимал свой крест государь император, восходя на «Голгофу». «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России. Я буду этой жертвой. Да свершится воля Божия!» — так говорил святой царственный страстотерпец. «Я питаю твердую уверенность, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи находятся в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил», — писал Государь Николай Александрович. Ему были известны предсказания инока Авеля, преподобного Серафима Саровского и других подвижников о революции в России, о мученической судьбе Царской семьи и прочих бедах русского народа. Будучи человеком глубоко верующим, я бы сказал — мистиком, он не мог не придавать этому значения, да и события разворачивались в полном соответствии с предсказанным. И, тем не менее, государь не свернул с прочерченного Богом пути, не снял с себя возложенного на него креста.
Служение народу России было основным смыслом его жизни, но что за размышления об искупительной жертве? Какая боль, какое страдание могло породить такую решимость — смерть во искупление?
Вот ещё одна реплика из дневника государя записанная накануне отречения: «Кругом измена и трусость, и обман». Чья измена? Народа? «Кругом измена…», а кто вокруг? Тогда, в ставке Северного фронта — генералы, которым он верил. Зря. А, в общем, изменило всё ближайшее окружение, так что Царь был, как бы механически, отрезан от тела народа.
Изменили все: чиновники, думские демагоги, духовенство, высший генералитет, двор и даже отдельные члены семьи — всё, что сейчас называют модным словом «элита».
Элита — высшие, привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры, который является необходимой составной частью любой социальной структуры.
На первый взгляд элита народа изводится из его же среды и является частью народа, его головой. Личность или группа лиц вводится в элиту на волне того или иного чаяния народа, через горнило славы (совсем недавно, первого марта 2014-го года, я наблюдал вхождение в элиту Павла Губарева, тогда многотысячный митинг буквально вознёс его на трибуну и больше, по сей день, он её не покидал). Слава венчает выдвинутого харизматика и налагает некую ответственность соответствия на его потомков. Только так, элиты закрепляются в истории — только при достоинстве потомков славы отцов.
Но мы знаем, что рыба гниёт с головы. И может ли гниющая голова оставаться элитой? Нет. Скорее народ становится рыбой без головы. Функции управления, развития науки и культуры, а правильнее сказать — функции по осуществлению исторической миссии народа такой «элите» становятся недоступны. К счастью, народ это такая рыба голова, которой периодически отгнивает, а взамен отрастает новая. Тело её гниению не подвержено (слава Богу, элита не является душой народа). Вот только периоды безглавия ужасны.
Лев Александрович Тихомиров в работе «Монархическая государственность» писал: «Прежде всего, монархии приходится заботиться о своей способности быть выразительницей высшего нравственного идеала, а, следовательно, заботиться больше всего о поддержании и развитии условий, необходимых для сохранения в народе высших идеальных стремлений, и тех условий, которые для самого монарха наиболее облегчают возможность чуять и наблюдать душу народную, чтобы быть всегда с ней в единении».
Здоровье души народа и есть главное попечение царя.
В силу этого монарх обязан контролировать, правящую элиту на предмет её соответствия духу народа, его целям и стремлениям. Суть — обуздание элит. И обуздывал. Мы знаем такие периоды в истории. Поэтому элита, больная своеволием, всегда стремилась разорвать связь царя с народом, народ же, в свою очередь, в царе искал защиты от их произвола.
Можно ли измену элиты вменить народу? Я полагаю, что та часть общества, которая действует на уничтожение этого общества, уже отделилась от него. Она не может быть частью народа. Это другой народ — «малый народ» по Шафаревичу. Такая часть общества отторгается народом. Когда державой правит царь, отторжение происходит аккуратно, хирургически, без чрезмерно болезненных процессов. В его отсутствии… мы знаем, как это было в его отсутствии.
Именно такой «малый народ» взял власть после отречения Государя Императора, и тут же её потерял — не прошло и года. Вот такой феномен — большевики оказались ближе по духу русскому монархическому сознанию, чем предавшая царя аристократическая верхушка общества.
Этот «малый народ» — иудино семя — был выброшен страшным октябрьским бунтом за пределы страны, в основном на запад. Там, опершись на силы запада клевретами, которых они и являлись (именно эти силы инспирировали заговор), образовали «белое движение» и пошли войной уже против русского народа, который ими так успешно был обезглавлен. Не вышло.
И вот теперь их потомки — внуки белогвардейских эмигрантов, оттуда же — с запада, взывают к русскому народу о покаянии в грехе цареубийства в надежде вновь занять привилегированное положение в нашем обществе.
Сами-то вы, господа хорошие в зеркало смотрели? На вас иудин грех. Покайтесь, и может быть, вернетесь в сонм народа богоносца.
Но если в вину народу ставить предательство царя, по меньшей мере, ошибочно, а то и провокационно, то можно ли винить его в грехе цареубийства? Его (народа) обезглавленное тело? Резоннее задать вопрос, а был ли жив народ?
Народ, погружённый в бойню гражданской войны, находился в состоянии клинической смерти. Реанимация ещё только предстояла. Как? — это отдельный разговор.
Но расстрел царской семьи, был совершён не русским народом либо с его попустительства — это был контрольный выстрел. Так, что бы уж наверняка. Убийство Царской семьи было обусловлено страхом воскрешения великого царственного народа. Известно, что даже этнический состав цареубийц к русскому народу не имеет ни малейшего отношения.
Факт воскресения русского народа и русской державы — чудо сравнимое с воскрешением Лазаря, труп которого уже смердел. Но это факт. Казалось бы, Самодержец, олицетворявший единый, соборный народ России пал, династия пресеклась, но воскресение состоялось.
Как это возможно?
Итак, искупительной жертвы не случилось. Кого искупать? Народ? Но царь был обманут — народ не предавал в массе своей. Напротив, не будь отречения, не было бы и смятения, не нужно было бы народу искать правду. Да и к большевикам-то общество значительной частью примкнуло, лишь рассмотрев в них силу способную растоптать ненавистный «малый народ», а вовсе не в плену искушения о низведении Царствия Небесного на землю. Я настаиваю: не помещики и господа, как это декларировалось, а «малый народ» предавший Царя и Родину вызвал ту самую «ярость народную», что «вскипела как волна». Тому свидетельство и то, что часть русской элиты не опустившаяся до предательства была здесь — на стороне народа. Благодаря им, в основном, в кратчайшие сроки была восстановлена великая держава к её будущей великой славе. Хотя, нужно правду сказать, многие умы всё же были охвачены таким мечтанием, но нет в нём энергии гражданской войны, нет нерва жизни — так, информационная ширма.
Народ не виновен перед своим самодержцем и как свидетельство этого мы получили великое знамение с небес — обрели икону Божией Матери «Державная» сразу же по отречении Государя Императора. Царица Небесная взяла в свои руки русскую Державу. Она наша самодержица и по сей день. Самодержавная Россия не пресекалась ни на минуту.
Искупительной жертвы не случилось, а что же случилось? Случилось страстотерпчество — русский образ святости, смысл которого в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу самого Христа.
В книге принадлежащей великой княжне Ольге найденной на месте расстрела царской семьи были найдены листки бумаги со стихами Сергея Бехтеева, там есть такие слова:
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать…
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
Подобно древним святым страстотерпцам Борису и Глебу царственные страстотерпцы стали иконой вопиющей совести народа вверженного в кровавую баню гражданской войны, по локоть обагрившего руки братской кровью.
Великая Отечественная война была попущена Господом нам в наказание, но это же было и величайшее испытание, и призывание. Мы, чтобы возродиться, чтобы вновь стать тем, чем мы были испокон века, должны были вновь встать на пути векового зла и преодолеть его.
Так может быть, имея эту «Державную» икону Царицы Небесной в сердце своем, русский народ с такой готовностью умирал на фронтах Великой Отечественной войны? Может русская душа жаждала искупления? И может быть, Великая Победа была знаком милости Божьей, и мы прощены? Не случайно она случилась в день Светлого Христова Воскресения — на Пасху. А может, боюсь сказать, Сталин, без которого победа была бы не возможна, был наместником, посланным нам нашей самодержицей — пресвятой Богородицей.
Но если всё так, и если мы прощены, то не пора ли нам подумать о новом русском всенародном соборе? Ведь в новой войне, не имея царя и русского Царства — надёжного убежища для всех живых народов, нам не победить, а міру не устоять.
Разве слова этого гимн-молитвы не актуальны?
Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу,
На славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь Православный;
Боже, Царя храни!
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Дай на земли!
Гордых Смирителю,
Слабых Хранителю,
Всех Утешителю
Всё ниспосли!
Перводержавную
Русь Православную,
Боже, храни!
Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное!
Всё ж недостойное
Прочь отжени!
Воинство бранное,
Славой избранное,
Боже, храни!
Боже, храни!
Воинам мстителям,
Чести спасителям,
Миротворителям
Долгие дни!
Мирных воителей,
Правды блюстителей
Боже, храни!
Боже, храни!
Жизнь их примерную,
Нелицемерную,
Доблестям верную
Ты помяни!
О, Провидение!
Благословение
Нам ниспосли!
Нам ниспосли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!
Будь нам заступником,
Верным сопутником
Нас провожай!
Нас провожай!
Светлочудесная
Жизнь поднебесная,
Сердцу известная,
Сердцу сияй!
Евгений Чайков