Митрофан Греков посещал Макеевку в Донбассе

Издание «Правда ДНР» рассказывает об неизвестном современным историкам факте в биографии основателя советской школы военных художников Митрофана Грекова. 

В Госархиве ДНР, в фонде документов Донецкого горного техникума имени Артема (из этого образовательного учреждения вышел современный ДонНТУ), совсем недавно известный краевед Валерий Степкин выявил очень интересное заявление, как оказалось, принадлежащее руке советского художника Митрофана Грекова.

Основоположник советской батальной живописи

В Москве находятся ордена Трудового Красного Знамени и ордена Красной Звезды Студия военных художников имени М.Б. Грекова – государственная творческая организация Министерства обороны Российской Федерации. Студия берёт своё начало с 29 ноября 1934 года, когда по приказу Климента Ворошилова была организована изомастерская самодеятельного искусства в память о первом советском художнике-баталисте Митрофане Борисовиче Грекове. Начиная с 1966 года в России, ежегодно ко Дню Победы, присуждаются золотая и 3 серебряные медали имени Грекова за лучшие произведения на военно-патриотическую тему.

Об этом живописце хорошо знали в советское время, но нынешнее молодое поколение,  в большей своей части, имеет о нем совсем небольшую информацию. В некоторой степени постараемся в статье этот пробел сегодня восполнить.

Митрофан Павлович Мартыщенко (его настоящая фамилия с рождения), а после 1911 года Греков (15.06.1882 — 27.11.1934) родился на хуторе Шарпаевка Яновской волости, Донского округа, Области Войска Донского в семье отставного казачьего офицера. С 1898 по 1903 годы Митрофан Борисович учился в Одесском художественном училище. Его наставниками были два замечательных художника – К.К. Костанди и Г.А. Ладыженский. Затем молодой художник продолжил обучение в Императорской Академию художеств в Санкт-Петербурге. Сначала Греков попал в мастерскую к выдающемуся русскому живописцу Ивану Репину. Тогда к сыну казачьего офицера и пришел первый успех – на академическом конкурсе эскизов его работа «Охота на лисицу» была отмечена первой премией и наградой в 100 рублей. После ухода Репина из Академии художеств Греков перевёлся в мастерскую батальной живописи под руководством прославленного баталиста Франца Рубо, где помогал ему в работе над панорамами «Оборона Севастополя», «Штурм хутора Ахульго», «Бородинская битва». Диплом об окончании Академии Митрофану Борисовичу вручили 1 октября 1911 года.

Митрофан Греков

В первую мировую войну Митрофан Греков ушёл на фронт, где получил тяжёлое ранение. После демобилизации он вернулся на родину в Донскую область, в Новочеркасск. Там Греков постепенно поправился и приступил к работе. В ноябре 1920 года он добровольно вступил в ряды Красной Армии, и с тех пор вся его творческая жизнь стала связана с нею. Митрофан Греков делал зарисовки о боевом пути Первой конной армии. Художник создал цикл картин «Гражданская война». В него вошли такие полотна как: «Красное знамя в Сальских степях», «В отряд к Буденному», «Разгром корпуса генерала Кржижановского», «Взятие Новочеркасска», «Тачанка», «Вступление частей Первой Конной армии в село Шаблиевку», «Удар Первой конной под Воронежем», «Бой под Егорлыкской», «Трубачи Первой конной» и многие другие.

Тачанка
В отряд к Буденному

В 1925 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и организует ее филиал в Новочеркасске при поддержке Ворошилова и Будённого. В августе 1934 года в Москве открылась выставка работ художника, на которой было представлено 11 диорам, среди которых были эскизы к панораме «Взятие Перекопа». Во время работы над этой панорамой Митрофан Борисович Греков скоропостижно скончался от сердечного приступа в Севастополе. Всего этот художник-баталист является автором более чем 300 картин. Такова вкратце биография художника-баталиста Митрофана Грекова.

Сенсационный документ из фонда Р-1091, оп.1, д.49, л.12

По всем биографическим справочникам известен самый длительный творческий период художника Грекова — новочеркасский с 1918 по 1931 годы. Это было самое плодотворное время в его жизни. Тогда художником создано 74 законченных произведений, в том числе такие запоминающиеся, как: «В отряд к Буденному», «Тачанка» (1925 г), «Кавалерийская атака», «Бой под Егорлыкской» и др.

Однако…Как оказалось в фондах Государственного архива Донецкой Народной Республики имеется уникальный документ, который дает повод современным историкам и краеведам Донбасса и Дона для проведения новых исторических изысканий.

Это заявление от 25 июня 1923 года на имя заведующего рабфака Донецкого горного техникума имени Артема в Юзовке, подписанное рукой Митрофана Борисовича Грекова. Приведем его текст полностью:

Заведующему Юзовским Рабочим Факультетом

художника Митрофана Борисовича Грекова

Заявление

По полученным мною сведениям во вверенном Вам Рабочем факультете имеется свободная вакансия преподавателя художника, а по сему настоящим покорнейше прошу зачислить меня на указанную должность. Мною окончена Петроградская Академия художеств в 1910 году.

На документы есть пометки руководства техникума о том, что заявление приложить к делам о приеме преподавателей. Есть отметка учебной канцелярии, что было заведено дело №14. Дописан и адрес: Макеевка, рудник 28, зав. Грекову или Новочеркасск (без указания точного адреса).

Из официальной биографии Грекова известно, что на работу в Донецкий горный техникум он не был принят, так как именно осенью 1923 года после встречи с Ворошиловым начал работу над большими батальными картинами из цикла «Гражданская война».

Интересно, что факт нахождения художника в Макеевке нигде не упоминается в исторических исследованиях его биографии. Вообще, периоды жизни Грекова в годы Гражданской войны и в первые годы советской власти требуют еще дальнейшего изучения.

На сегодняшний день, можно предположить, что Митрофан Греков, находясь в Макеевке, работал художником или заведующем клубом при руднике шахты №28 (ныне это территория Горняцкого района Макеевки).

Однако после беглого просмотра других архивных документов официального подтверждения этой догадки не удалось найти. Известно, что в то время клубы при рудниках относились по своему подчинению к Юзовскому райкому Союза горнорабочих. В мае 1921 года, в отчете о проведенной пропаганде, там указывается, что «…нами на днях принят в отдел художник…». Он должен был помогать рабочим создавать производственные картины, сводки и диараммы. Художника тогда отправили в Ростов для приобретения всех необходимых материалов. Но… это не был Митрофан Греков. 13 июля 1921 года было выдано удостоверение Петру Лазуренко о том, что «он действительно командирован Губотделом ВСГ как ответственный инструктор-художник по росписи и украшению клубов Юзрайкома».

Далее из архивных документов известно, что художник Лазуренко (более подробной информации о его биографии найти пока не удалось) занимался в течении недели, в частности, росписью клуба имени товарища Луначарского в Рутченковском кусте. В отчете за октябрь 1921 года Юзовского райкома ВСГ имеется фамилия еще одного художника — Чаплыгина (о нем тоже, к сожалению, биографических сведений пока обнаружить не удалось). Далее имеется информация, что в конце 1921 года художники были откомандированы в Харьков.

Таким образом, сейчас пока можно предположить, что Митрофан Греков появился в Макеевке в период 1922-1923 годов. Кем он работал, где и какие работы выполнил (быть может, начал у нас рисовать в будущем известные всем картины — ведь не нужно забывать, что Юзовку от белогвардейцев освободили части Первой конной армии Красной Армии)? На эти вопросы сегодня пока нет ответа. Быть может, кому-то из историков Донецкой Народной Республики или России удастся все-таки узнать о макеевском периоде жизни Митрофана Грекова подробнее. Будем надеяться, что это событие случится скоро.

Автор: Анатолий Жаров