Мистика, да и только! Убийственная энергетика репинских картин

В марте 1881 года, Илья Репин задумал написать полотно об одном из самых зловещих моментов российской истории. Впоследствии эта картина, получившая название «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (или «Иван Грозный убивает своего сына»), стала главным событием выставки, открытой в 1885 году в галерее братьев Третьяковых к 300-летию самого грозного царя.

Репинский шедевр вызвал у публики одновременно и шок, и невероятный интерес. Как сообщали газеты того времени, некоторые чересчур впечатлительные зрители, оказавшись перед картиной начинали испытывать паническое беспокойство и даже теряли сознание.

Да и сам живописец признавался в своих записках, что не раз его одолевали странные наваждения: «Я работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…»

Стали рождаться всевозможные домыслы и откровенные слухи, многие усмотрели в изображенном на картине кровавом сюжете антимонархическую подоплеку. В итоге, согласно высочайшему указу, картина Ильи Репина была запрещена с указанием «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике какими-либо другими способами». Таким образом «Иван Грозный…» стала первым живописным полотном, подвергшимся цензуре в Российской империи. Однако вскоре объявленный суровый запрет был снят.

А еще эта картина опять же стала первой в Российской империи, пострадавшей от музейного вандализма. В 1913 году 29-летний психически неуравновешенный иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес полотну три удара ножом.

Образ Грозного Илья Ефимович писал со своего коллеги – художника-передвижника Григория Мясоедова, а вот прообразом для царевича Ивана стал Всеволод Гаршин – известный писатель и литературный критик, который родился и вырос в Донбассе. Прожив всего 33 года, он, тем не менее, вошел не только в отечественную, но и мировую литературу.

Его детские и юношеские годы прошли в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Сейчас на этом месте раскинулось небольшое село Переездное, которое административно принадлежит Бахмутскому (ранее Артемовскому) району Донецкой области. Его главной достопримечательностью является Мемориальный музей В. М. Гаршина, созданный в местной школе еще в 1985 году по инициативе артемовского краеведа Валентина Замкового. На тот момент это был первый и единственный музей Всеволоду Гаршину не только в Советском Союзе, но и в мире. Он быстро обрел популярность и его стали посещать с экскурсиями туристы и школьники, писатели и литературоведы. Так, не раз сюда приезжал профессор-славист из Оксфорда Питер Генри, с которым мне в свое время довелось общаться. Кстати, он автор монографии о В. Гаршине и его творчестве.

Помимо семейных реликвий, книг, ксерокопий старых документов, фотографий и скульптурного портрета Гаршина в музее есть и репродукция знаменитой исторической картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Сам Репин объяснял выбор молодого литератора тем, что «у него было лицо человека, обреченного погибнуть».

А спустя три года после обнародования картины Всеволод Гаршин после мучительной, бессонной ночи вышел из своей санкт-петербургской квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломанной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта (5 апреля) 1888 года писатель скончался.

На первый взгляд, убийство царевича и самоубийство человека, который помог художнику воссоздать его образ, ничего не связывает. Но искусствоведы, скрупулезно изучающие жизнь и творчество великого русского живописца, вдруг обнаружили, что большинство людей, позировавших в свое время Илье Ефимовичу почему-то в скором времени так или иначе покидали этот мир. Сплошная мистика, но факты, как говорится, упрямая вещь. А они в изложении искусствоведа Маргариты Троицыной таковы.

«Среди «жертв» художника оказались композитор Мусоргский, писатель Писемский, хирург Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто. Едва Репин взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался… Правда, во всех случаях для смерти имелись какие-то объективные причины, но вот совпадение… Даже здоровенные мужики, позировавшие молодому Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу…»

И еще два откровенно попахивающих мистикой совпадения. В 1903 году Репин завершил работу над огромным по своим размерам монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне госчиновников. Одни лишились постов и званий, а другие и вовсе поплатились жизнью. Так, министр Вячеслав Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами. Позднее в 1909 году художник по заказу Саратовской городской Думы нарисовал портрет премьер-министра Петра Столыпина. Но едва он завершил над ним работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.

Но самые жуткие последствия вызвало историческое полотно «Иван Грозный…». Искромсавший его ножом в припадке ярости Абрам Балашов был отправлен в лечебницу для душевнобольных, где вскоре скончался.

Кстати, сама история о том, что Иван Грозный является сыноубийцей, является всего лишь мифом. Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева посохом в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем, ни в одном из летописных источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом!

В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали какие-либо повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Зато при эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов, что может указывать на то, что он, скорее всего, скончался от отравления (что в те времена было не редкостью), а вовсе не от удара твердым предметом.

Тем не менее, на картине Репина изложена именно версия сыноубийства. Причем с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь в то, что все происходило на самом деле. Отсюда, видимо и столь «убийственная» энергетика этой и многих других картин гениального живописца.

Как и Гаршин, Репин родился в Малороссии. Художник прекрасно знал язык, культуру и быт украинского народа, что, безусловно, помогло ему в написании знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Он был членом комиссии по сооружению памятника Тарасу Шевченко и сам сделал несколько проектных набросков, поскольку очень высоко ценил творчество Кобзаря.

Если бы прославленный живописец Илья Репин и литератор Всеволод Гаршин жили в наши дни, то вряд ли смогли приехать на свою малую родину. Пресловутый сайт «Миротворец» мгновенно включил бы этих ярких деятелей российской культуры в перечень лиц, представляющих угрозу для безопасности самой европейской в Европе республики. И это уже без какой-либо мистики!

Автор: Валерий Герланец.

  1. Портрет литератора В. Гаршина, И. Репин, 1884, художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк.
  2. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин, 1885, Третьяковская галерея, Москва
  3. Памятник В. Гаршину возле музея

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее