Между Мариуполем и Ростовом-на-Дону наладят водное пассажирское сообщение

Ростовская область намерена развивать водное пассажирское сообщение с Мариуполем. Об этой перспективе сегодня стало известно, после встречи директора Мариупольского порта Александра Солдатова с министром транспорта Ростовской области Виталия Кушнарева.

А ведь это уже когда-то было, в Мариуполе когда-то был пассажирский морской порт. Прожил он не долго и после развала СССР, так и не был восстановлен.

О пассажирском флоте Азовского Моря периода конца 1960-х — начала 1980-х годов известно не многое. Суда находились в составе Азовского Морского Пароходства, их портом приписки был город Жданов (ныне — Мариуполь).

Начинался пассажирский морской порт в Мариуполе на реке Кальмиус.

Пассажирские перевозки в открытом в царской России  2 сентября 1889 года Мариупольском морском порту, не были предусмотрены. Порт был сугубо грузовым. А на реке Кальмиус был задолго до этого возведен уютный вокзал на Кальмиусе

По воспоминаниям старожилов здание его было деревянным и в нем были расположены касса, зал ожидания и буфет – традиционная «начинка» всех вокзалов, не смотря на вид транспорта.

Из Мариуполя ходили пассажирские пароходы в Таганрог, Ейск, Бердянск и Керчь, т.е. линии практически охватывали всю акваторию Азовского моря.

Одним из самых «почтенных» был пассажирский колесный пароход «Императрица Мария», который с установлением Советской власти переименуют в «Красный моряк».

Он не спеша, шлепал вдоль берега до Бердянска и назад. Этот «круизный лайнер» славился своим буфетом, где подавали свежее пиво и отменную разнообразную рыбную закуску.

Иногда на нем любил прокатиться известный в городе доктор Диомид Калогномус, слывший не менее известным любителем пива: если горожане видели, что по трапу «Императрицы» поднимается доктор, значит принимать больных он не будет несколько дней точно – будет пить пиво до Бердянска и обратно.

В те далекие времена отход пассажирских пароходов от пристани сопровождался торжественной церемонией: на пристани выстраивался духовой оркестр и играл торжественные марши или чарующие вальсы, провожающие махали руками и утирали слезы платочками.

Рядом с вокзалом располагалось такое же деревянное здание местного отделения «Общества спасения на водах», учрежденного в Мариуполе еще в 1882 году.

И здание вокзала, и Общества благополучно пережили все потрясения начала ХХ века и встретили 1941 год…

Начавшаяся война и последовавшее освобождение города в 1943 году не пощадили ни одно, ни другое здания – они были разрушены, а потом и вовсе снесены.

А от прежней – дореволюционной жизни до наших дней сохранились лишь фрагменты каменной набережной да старинные «палы» — литые чугунные тумбы, за которые впоследствии заводили свои тросы траулеры рыбоконсервного завода, который открыли тут же – на месте прежней Биржи.

После установления Советской власти Кальмиусскому порту дали новое название – Гавань лейтенанта Петра Шмидта.

После войны массовых пассажирских перевозок из Мариуполя водным транспортом не было. Это и понятно: здание вокзала, оба порта – речной и морской были сильно разрушены, да и «путешествовать» по самому морю было небезопасно – давали знать о себе мины.

И только с середины 1950-х, когда быт простых советских людей начал потихоньку налаживаться, встал вопрос о развитии, в том числе и туристической отрасли – с отдыхом людей на морских курортах страны. В связи с чем было принято решение – восстановить прежние пассажирские перевозки, которые связывали Мариуполь с другими городами Азово-Черноморского бассейна.

На этот раз здание вокзала решили строить непосредственно в морском порту Мариуполя.

В те годы по Азовскому морю курсировали пароходы «Николай Островский» — бывший румынский «Принцесса Мирчи»; «Капелла», «Юпитер» — немецкие трофейные яхты; теплоход «Львов» — испанский «Таррагона», который ходил в Одессу и Батуми. А до Ейска и обратно курсировал речной теплоход «ОМ».

Швартовались эти суда у причалов — № 1 и № 2, а морской вокзал был обустроен невдалеке — в одноэтажном служебном помещении.

Шло время, количество отдыхающих увеличивалось. У Азовского морского пароходства появились новые современные теплоходы «Молдавия», «Сванетия», «Узбекистан», «Савонна», «Василий Коларов», в том числе и на подводных крыльях — «Комета» и «Метеор». Тогда-то и возникла необходимость строительства нового настоящего морского вокзала.

В начале 70-х годов прошлого века строительство нового морского вокзала успешно завершилось и он был сдан в эксплуатацию.

В вокзале были кассы, небольшой зал ожидания и кафе с барной стойкой. Остальное занимали служебные помещения.

По рассказал мариупольцев, которые застали то время, популярность поездок морским транспортом в 1960-1980-е годы была очень высокой: с вечера мечтающие отплыть записывались в кассу за билетами, а утром с «боем» брали ее, чтобы, получив билет, побыстрее добраться в портовые города Азовского и Черного морей.

С распадом Советского Союза, когда на карте бывшей единой страны появились новые государства, обозначились не условные, а вполне осязаемые границы, морское пассажирское сообщение между портами Азово-Черноморского бассейна прекратилось, здание вокзала закрыли и оно стало потихоньку ветшать.

Но в начале 2000-х о нем вспомнили и капитально отремонтировали, с учетом всех европейских технологий: стены обшили красивыми панелями, в окна вставили зеркальное стекло, веранды застеклили светоотражающим материалом. Работа был проделана колоссальная, но… впустую – по своему прямому назначению морской вокзал Мариуполя больше не использовался.

Службы порта, на территории которого он располагался, стали использовать его помещение по своему усмотрению, а потенциальным пассажирам нельзя было даже взглянуть на него: с середины 1990-х бывший вокзал находился в таможенной зоне, в которую, как известно – «посторонним вход запрещен».

От прежнего морского вокзала, где раньше толпился народ – кто-то уезжал, кто-то приезжал, не осталось ничего прежнего, к пассажирскому причалу больше не швартовались теплоходы и не уходили в рейсы: ни за 25 миль — в российский Ейск, ни  поближе — в  ближайшие Бердянск, Геническ, Керчь.

Так было вплоть до 2022 года… Сейчас у мариупольцев появилась надежда, что в здание морского вокзала вернется жизнь – и он продолжит летопись своей истории.

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее