К юбилею Раисы Колесник. Страницы жизни оперной дивы

Солистка оперы, педагог, профессор, зав. кафедрой, депутат Верховного Совета УССР, кавалер орденов «Знак почета» и «Трудового Красного Знамени» — все эти звания соединились в одной яркой и талантливой личности народной артистки Украины Раисы Колесник. 8 февраля наша знаменитая землячка отмечает 80-летие, а ее плодотворная творческая деятельность насчитывает 60 лет. Книга ее жизни состоит из множества увлекательных страниц, и накануне юбилея оперной дивы у нас появилась возможность с ними познакомиться.

— Раиса Самсоновна, Ваша любовь к музыке и пению пришла из детства?

— Я выросла в музыкальной семье, где все пели для души, даже не имея  специального образования. А моя певческая история началась со школьной самодеятельности, я попала на областной смотр, потом на республиканский и даже выступала на заключительном концерте, где были представители украинского народного хора имени Г. Веревки. Они пришли за кулисы и сказали, что я их заинтересовала, но самого Григория Гурьевича Веревки сегодня с ними нет. А так как я родом из Сумской области, мне предложили приехать в Сумы на прослушивание, когда хор там будет на гастролях. Прошло время, и я получила приглашение приехать в Сумы. После прослушивания Григорий Гурьевич сказал, что с удовольствием взял бы меня на работу в хор, но будет лучше, если я стану профессионально учиться пению. А это была моя давняя мечта.

Фото: Донбасс Опера

— Чем Вам запомнились годы учебы в консерватории?

— При поступлении на подготовительное отделение, конкурс был 10 человек на место, но мне удалось поступить. Мне посчастливилось попасть в класс выдающегося педагога, народной артистки УССР, профессора М. Э. Донец-Тессейр, которая воспитала многих известных певцов. Господь мне дал желание петь и силы, чтобы упорно работать. После первого академконцерта я услышала слово «молодец» от Марии Эдуардовны. Спустя время меня, студентку подготовительного курса, делегировали на празднование «Недели дружбы» в Азербайджан от ЦК комсомола. От УССР было всего два представителя — редактор газеты «Правда» в Украине и я.

Через два года я успешно поступила на 1 курс консерватории. Это была для меня хорошая школа совершенствования своих возможностей. В студенческие годы я участвовала в цикле передач на радио. Это было очень важно и ответственно. Я готовилась к международному музыкальному конкурсу имени Джордже Энеску в Румынии. Чтобы туда поехать, необходимо было пройти отборочный тур в Москве, где я пела сцену сумасшествия Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти в сопровождении симфонического оркестра под управлением дирижера, народного артиста РСФСР Э. Хачатуряна и имела большой успех.

— Вы помните свой дебют на сцене Донецкого театра?

— Мой первый премьерный спектакль — опера-буффа «Тайный брак» Д. Чимароза, в котором мне доверили партию Каролины. Его ставили в сжатые сроки, за полтора месяца, чтобы театр выполнил годовой план по постановкам. Благодаря тому, что это ансамблевый спектакль, где нет хора и балета, удалось его быстро поставить. Но поскольку в опере очень много музыкального материала, мы учили партии день и ночь. На премьере никто не поверил, что мы сделали спектакль за такое короткое время. Мы поразили не только публику, но и театральный коллектив. А дебютом в театре у меня была партия Джильды в опере Дж. Верди «Риголетто». Это был мой ввод в репертуарный спектакль.

Фото: Донбасс Опера

— Какие оперные партии Вам особенно дороги?

— Каждая по-своему дорога, потому что требует колоссального вложения сил и эмоций. И среди них есть эпохальные партии — Виолетта, Лючия ди Ламмермур, Джильда. Я глубоко понимала эти многогранные женские образы. Они раскрыли меня как певицу и актрису. Коллеги говорили, что эти партии будто написаны для моего голоса. Хотя все они очень сложные, чтобы выдерживать эти и другие партии, нужно в совершенстве владеть голосом.

Есть образы, в которых артист должен пройти через слезы, и тогда они появятся на глазах у зрителей. Мне очень дороги Марфа в «Царской невесте» и Маргарита в «Фаусте». Я спела много премьер — «Лакме», «Лючия ди Ламмермур», «Орфей и Эвридика», «Риголетто», «Иван Сусанин», «Ярослав Мудрый», «Волшебный стрелок»… Они по силам не каждому голосу. Такие спектакли остаются в памяти, их у меня около 40.

— Кто из знаменитых певцов был Вашим партнером по сцене?

— С народным артистом СССР Юрием Гуляевым я пела премьеру «Севильского цирюльника», он приехал сразу на спектакль и мы вышли на сцену без репетиции. С народным артистом СССР Анатолием Соловьяненко я пела в «Риголетто», и несколько раз — в «Лючии ди Ламмермур». Первый раз мы  с ним выступали в «Лючии» на гастролях в Симферополе, пели без репетиции, так как он только что вернулся после стажировки в Италии. Я отметила, что Соловьяненко сильно изменился как вокалист и актер, и своим эмоциональным состоянием оказал большое влияние на мою героиню. В Донецке у нас с Анатолием Борисовичем было несколько спектаклей: «Запорожец за Дунаем», «Лючия ди Ламмермур», «Риголетто». С народным артистом СССР, солистом Большого театра Александром Ведерниковым я пела Антониду в опере «Иван Сусанин».

Фото: Донбасс Опера

— Вы много гастролировали по разным странам. Какое из выступлений оставило у Вас в душе самое яркое впечатление?

— Да, у меня было много зарубежных гастролей с концертными выступлениями в Великобритании, Югославии, Польше, ФРГ и других странах. Но мне особенно запомнилась поездка в Чернобыль после аварии на АЭС. Мне позвонили глубоким вечером в одиннадцать часов и сказали, что завтра утром надо выезжать в Чернобыль. Мы видели, как люди мужественно боролись с последствиями трагедии, велось активное строительство. Мы посещали разные места 50-километровой зоны и выступали с концертами. (Хотя это было недопустимо для вокалистов – прим. автора)

— Вы с 1980 года преподаете в Донецкой государственной музыкальной академии имени С. Прокофьева, 30 лет возглавляете кафедру академического пения и воспитали не одно поколение вокалистов. Чего достигли Ваши ученики?

— У меня около 50 выпускников. Они стали украшением многих оперных и филармонических сцен, получили признание на международном уровне. Марина Ясиновская — народная артистка Украины, солистка Хмельницкой филармонии. Солистка Донбасс Оперы Наталия Нарожная — заслуженная артистка Украины. Людмила Василенко — доцент Мелитопольского музыкально-педагогического института, доктор педагогических наук. Екатерина Каспер-Мачула, обладательница гран-при международного конкурса имени Мирьям Хелин (Финляндия). Она работает в Большом театре в Германии во Франкфурте-на-Майне. Среди моих воспитанников — более 20 лауреатов международных конкурсов.

Фото: Донбасс Опера

— Ваша философия жизни.

— Это служение своему делу, возможность отдаться ему до конца. Главное — это делать так, как ты можешь, то, что ты можешь.

Я всегда благодарна Богу, что меня пригласили в театр, где я была нужна и которому вдохновенно служила четверть века, где на меня ставили спектакли. Благодаря театру моя мечта осуществилась, произошло много интересных событий, которые стали яркими страницами моей жизни. Мне очень приятно, что Донбасс Опера помнит обо мне. В прошлом году на день рождения театр сделал мне дорогой подарок — я стала единственным обладателем постоянного пропуска на все спектакли Донбасс Оперы.

 — Чего бы вы себе пожелали в день юбилея?

— Здоровья и чтобы Господь дал мне возможность продолжить служение искусству в моих учениках, и продления этой жизни, чтобы удалось еще многое успеть.

 

Беседовала Марина Пархоменко

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее