Чему научит судьба погибшего “Титана”?
В тысяча девятьсот десятом – за два года до гибели “Титаника” – вышел роман, поразительно точно предсказавший судьбу тогда еще не построенного корабля. Автор хорошо представлял, к чему приводит самоуверенность.
В четверг Береговая охрана Соединенных Государств Америки подтвердила, что ранее найденные обломки – от пропавшего прогулочного батискафа “Титан”. Поскольку он построен по уникальному проекту, крупные части его уникальны и опознаны однозначно. Теперь понятно, что все пять человек на его борту, включая владельца создавшей его фирмы, погибли. Целью погружения был осмотр остатков затонувшего “Титаника”.
Открытым текстом сообщаю: батискаф – аппарат для глубоководных погружений, обладающий собственной плавучестью, – в данном случае создан не просто по новому проекту, а прежде всего ради предельной экономии. Например, глядеть за борт можно через единственный иллюминатор с единственного сидячего места – унитаза. Толщина корпуса допускает погружение не глубже полутора километров, хотя фирма обещала опускаться на четыре.
Судя по тому, что крупных обломков корпуса пока не нашли, их просто нет: когда он сложился под внешним давлением, то раскололся вдребезги – значит, скорее всего, материал слишком хрупкий. Инженера, указавшего на многие опасные особенности конструкции, немедленно уволили, то есть пренебрегли осознанием запредельного риска. Не зря каждый участник погружения подписал отказ от исков за любой возможный ущерб, включая собственную смерть.
Открытым текстом полагаю: не только моих познаний в подводном деле, полученных на военно-морской кафедре, но и обычного здравого смысла более чем достаточно, чтобы держаться от такого чуда техники подальше. Среди погибших – миллиардер. Открытым текстом спрашиваю: он себе нервы пощекотать хотел или в наши дни можно добыть бешеные деньги, не обладая простейшей бытовой осторожностью? И чему научит судьба погибшего “Титана” если не самих любителей технического самоубийства, то хотя бы контролирующие органы?
Анатолий Вассерман, РенTV