В ДНР заявили о полном взятии под контроль территории донецкого аэропорта и продолжении дальнейшего наступления на позиции ВСУ. Тем самым окончательно завершилась полной победой восьмилетняя битва за воздушную гавань Донецка. Попытаемся вспомнить, как и чем запомнилось сражение за донецкий аэропорт, а также разберем как удалось полностью выбить украинские формирования из его территории.
Начало боев за воздушную гавань Донецка принято считать 25 мая 2014 года. Именно тогда первые подразделения ополченцев недавно провозглашенной Донецкой Народной Республики попытались взять под свой контроль ДАП.
К началу боев украинские власти, полностью утратившие на тот момент контроль над Донецком, постарались серьезно укрепить оборону донецкого аэропорта, который на тот момент все еще находился под контролем подчиняющихся официальному Киеву силовиков. Так еще в апреле на территорию ДАП были переброшены части 3-го полка спецназа Главного Управления Разведки Украины из Кировограда, который на тот момент считался одним из самых хорошо подготовленных военных формирований ВСУ.
Спецназовцы не теряли времени даром и занимались укреплением своих позиций на территории аэропорта. Ими были заняты позиции у старого терминала, а также в диспетчерской вышке. Всего ДАП обороняло около 200 представителей силовых структур Украины, помимо этого была налажена связь с авиацией, которая должна была поддержать украинских военных в случае боевых действий.
В мае 2014 года руководство ДНР, не имея точных данных о силах ВСУ в районе донецкого аэропорта рассчитывало взять под контроль воздушную гавань силами недавно сформированных отрядов ополчения, центральную роль в которых играл батальон «Восток». Приблизительная численность республиканских подразделений была в районе 120 человек.
Стоит отметить, что представители ДНР фактически полностью исключали возможности серьезных боев за донецкий аэропорт. Разведка перед операцией не производилась в должном объеме. Командиры ополчения рассчитывали на уход подразделения ВСУ из территории воздушной гавани или же их добровольной сдаче силам ДНР. Подобную веру укреплял факт договора с одним из украинских офицеров с территории ДАП, пообещавшего, что ВСУ не станут сопротивляться донецким формированиям. Возможность применения ВВС также не брали в расчет, надеясь, что официальный Киев не осмелится задействовать боевую авиацию как на территории самого аэропорта, так и неподалеку от жилых кварталов Донецка.
В ночь с 25 на 26 мая отряды ополчения ДНР выдвинулись на территории ДАП. Без боя им удалось занять территорию нового терминала, однако на этом успехи закончились. Уже к утру подразделения ополчения подверглись массированному обстрелу со стороны украинских военных. Особенно губительный был огонь снайперов из диспетчерской вышки. Помимо этого, украинские войска обстреливали ополченцев из зенитных орудий ЗУ-23-2, расположенных напротив взятого терминала.
Вскоре к месту боя подтянулась и украинская авиация в виде ударных вертолетов МИ-24 и штурмовиков СУ-25. Они нанесли удары по территории нового терминала заставив ополченцев покинуть крышу здания и фактически окончательно забаррикадироваться внутри строения. Стоит отметить, что наиболее пострадали от ударов ВВС Украины мирные жители Донецка в районе железнодорожного вокзала, куда также прилетели снаряды от украинской авиации. В результате этого погибло двое гражданских.
К 18 часам отряды ополчения пошли на прорыв из донецкого аэропорта. Однако, несогласованность действий и отсутствие связи между различными подразделениями ополчения привело к дружественному огню, в результате которого батальон «Восток» понес значительные потери. Подразделения ДНР впоследствии заняли оборонительные позиции в городских кварталах у аэропорта, однако никаких новых штурмов долгое время никто не предпринимал. Сама воздушная гавань прекратила свою работу. На взлетную полосу сдались лишь военно-транспортные самолеты ВСУ доставлявшие подкрепления и военные грузы силовикам.
Первый штурм аэропорта стал, пожалуй, самой провальной операцией ополчения ДНР весной 2014 года. Отсутствие разведки, четких планов действий, координации между различными подразделениями, недооценка сил и мотивации подразделения ВСУ привело к тяжелым как людским, так и медийным потерям. Украинские власти за счет прибывших в Донецк иностранных журналистов, заснявших потери ополчения ДНР, долго использовали данные кадры в пропагандистских целях, для поднятия в целом слабого духа ВСУ и других силовых структур.
Серьезные боевые действия за аэропорт возобновились в июле 2014 года после отхода боевых подразделений министра обороны Донецкой Народной Республики Стрелкова из Славянска и окрестных городов. Ряд прибывших в Донецк сил ополчения были перекинуты в окрестности аэропорта. Стоит отметить, что к боям за ДАП подключились отряды с серьезным боевым опытом противостояния украинской армии. Помимо этого, данные подразделения имели в своем распоряжении тяжелое вооружение. Для противодействия ВВС Украины к территории ДАП был перекинут ЗРК «Стрела-10».
Отряды ополчения ДНР начали снова заходить на территорию донецкого аэропорта беря его территорию под свой контроль. Тактика действия наступающих подразделения изменилась, теперь штурмовые группы выдвигались к позициям противника только после тщательной разведки, продвижение было максимально аккуратным, дабы минимизировать собственные потери.
Однако за время с весеннего штурма формирования ВСУ также серьезно укрепились на территории ДАП. Так в конце мая на территорию донецкого аэропорта прибыли части сводной РТГр 72-й ОМБр в количестве 130 человек с 8 БМП-2 и четырьмя минометами. Полнили гарнизон ДАП и другие военные подразделения Украины. Это дало возможность украинским силовикам сдержать новый натиск сил ДНР и дождаться подхода основных сил ВСУ с севера Донецкой области.
В конце августа 2014 года подразделения ДНР начали новые атаки аэропорта. К уничтожению сил ВСУ в ДАП подключилась и артиллерия. Так по украинским формированиям работала как ствольная артиллерия, так и РСЗО БМ-21 «Град». По официальным заявлениям руководства ДНР уже к началу сентября под контроль ополчения перешли ряд объектов на территории аэропорта, а также под огневым контролем оказалась взлетно-посадочная полоса. Использовать аэродром по своему прямому назначению оказалось полностью невозможно.
5 сентября 2014 года были подписаны «Минские соглашения». При соблюдении данного договора территория донецкого аэропорта должна была стать демилитаризованной зоной, украинским формированиям следовало покинуть как сам ДАП, так и ряд окрестных территорий. Однако киевские власти не собирались соблюдать «Минские соглашения». Время перемирия было потрачено для восполнения потерь, наращивания боевого потенциала ВСУ, а также усиления обороны на линии соприкосновения сторон. Аэропорт против воли договоренностей стал усиленно укрепляться украинскими силовиками. С его территории начали происходить артиллерийские обстрелы Донецка. Стало понятно, что мирного ухода ВСУ из территории ДАП не будет.
Ближе к середине сентября руководством ДНР был разработан новый план штурма территории донецкого аэропорта. В нем должны были принять участие самые сильные подразделения донецкого ополчения в виде батальонов «Восток», «Спарта», «Сомали», «Дизель», «Оплот» и «Кальмиус», а также ряд других отрядов. Им противостояли фактически самые боеспособные части ВСУ в виде 93-й механизированной бригады, 79-й аэромобильной бригады и 3-го полка спецназа ГУР и ряд других подразделений. Украинские формирования прикрывали различные артиллерийские подразделения как ствольной, так и реактивной артиллерии.
Активные боевые действия за ДАП после подписания «Минских соглашений» начались в ночь с 12 на 13 сентября. Территория аэропорта подверглась масштабному артиллерийскому удару со стороны подразделений ДНР. В ДАП начала заходить штурмовая пехота и бронетехника ополчения. Донецкий аэропорт стал ареной ожесточенных сражений, в которых применялось различное тяжелое вооружение в виде танков, артиллерии и РСЗО. Стоит отметить, что в данных боя украинская сторона фактически полностью отказалась использовать свою авиацию, после больших потерь в ее составе понесенных летом 2014 года.
Одним из символов осенних боев за ДАП стала работа киевской пропаганды по созданию мифа о так называемых «киборгах». Данное наименование использовалось в адрес военнослужащих со стороны ВСУ, обороняющих аэропорт. Само название «киборги» пошло от одной из популярных интернет сводок хроники боевых действий со стороны ополченцев. Так автор военной статьи, из-за отрицания украинской стороной каких-либо потерь и отступлений у сил ВСУ в ДАП, предложил шутливо называть киевских силовиков в аэропорту «киборгами». Данное наименование впоследствии стало усиленно раскручиваться различными украинскими волонтерами, журналистами, пропагандистами и центрами информационно-психологического влияния в адрес всех подразделений армии Украины в районе воздушной гавани Донецка. Вскоре подобным образом называть украинских солдат стали и иностранные журналисты. Несмотря на то, что в разные периоды времени донецкий аэропорт обороняли различные подразделения, меняющиеся по ротации, наименование «киборги» было применительно ко всем силам ВСУ в ДАП. По прошествии времени боев за ДАП на Украине даже был снят пропагандистский фильм «Киборги», посвященный боям за донецкий аэропорт с украинской стороны.
Столь серьезный нажим на подобное название сил ВСУ в воздушной гавани Донецка произошел из-за острой необходимости киевского руководство хоть как-то поднять моральный дух армии и общества после поражений и тяжелых потерь в августе 2014 года под Иловайском и Луганском. Для Киева нужен был образ солдат с «железной стойкостью» и сильной мотивацией. Поэтому даже с точки зрения пропаганды битва за донецкий аэропорт приобретала с каждым днем все большее значение.
Сентябрьские бои за ДАП приобрели тяжелый характер для обеих сторон. Воздушная гавань по большому счету оказалась полностью разрушена. Ополчение ДНР страдало все теми же болезнями иррегулярных формирований в виде слабой координации действий между различными подразделениями, плохой связью, а также нехваткой грамотных офицеров. Помимо этого, существенная поддержка частей ВСУ, обороняющихся в ДАП артиллерией, наличие большого количества противотанковых средств и бронетехники в укрытиях привели к серьезным потерям в живой силе и технике со стороны ДНР, не позволив полностью выбить украинские войска с территории аэропорта. Уже к октябрю боевые действия на территории ДАП носили скорее позиционный характер.
В ноябре 2014 года проведя работу над ошибками командование ДНР вновь возобновило штурм воздушной гавани Донецка. Подразделения ополчения смогли по большей части выдавить ВСУ из примыкающего к ДАП поселка Спартак, а также захватить территорию старого терминала аэропорта. Это заметно утяжелило возможность подвоза подкрепления и снабжения украинскому гарнизону и эвакуацию раненых. Фактически части ВСУ в донецком аэропорту уже стояли одной ногой в пропасти. Под их контролем оставался новый терминал, диспетчерская вышка, бункер РЛС, а также часть простреливаемой взлетно-посадочной полосы.
К середине декабря 2014 года боевые действия на территории ДАП были остановлены объявлением нового перемирия. Перед украинской стороной оставалась нерешенная дилемма с гарнизоном донецкого аэропорта. По всем военным законам становилось понятно, что в случае возобновления боев подразделения ВСУ могут быть быстро заблокированы на удерживаемых позициях и впоследствии уничтожены. Однако, созданный миф про «киборгов» и огромная пиар компания вокруг битвы за ДАП со стороны Украины фактически поставили крест на возможном отступлении с территории воздушной гавани. Вместо этого украинские силовики провели ротацию личного состава под контролем сил ДНР. Впоследствии это решение стало роковым для оставшихся в аэропорту украинских военных.
В ночь с 13 на 14 января 2015 года подразделения ДНР начали новое наступление на удерживаемые ВСУ позиции в аэропорту. В этих боях со стороны ополченцев сыграли ключевую роль штурмовые подразделения батальонов «Спарты» и «Сомали». В этот период времени военные подразделения Донецкой Народной Республики начали объединиться в единый армейский корпус, что положительно сказалось на уровне взаимодействия между различными частями принимающими участие в наступлении.
Со стороны ВСУ в боях участвовали части сил 93-й механизированной бригады, бойцы 90-го аэромобильного батальона новой 81-й десантно-штурмовой бригады, усиленные военнослужащими 80-й аэромобильной бригады.
Перед боями военнослужащие ДНР прошли многочисленные тренировки по условному штурму здания нового терминала. Это позволило фактически детально проработать все аспекты грядущей операции. Помимо этого, усиленно поддержала наступление войск артиллерия, которая фактически выиграла артиллерийскую дуэль у ВСУ и смогла с высокой эффективностью оказывать помощь штурмовым группам. В следствии выкраденных у украинских военных при ротации радиостанций ополчение смогло слушать переговоры обороняющихся, что также привело к успеху в штурме.
По позициям ВСУ в новом терминале были нанесены удар машины разминирования УР-77, что обрушило часть здания на головы обороняющихся. Диспетчерская вышка, на которой находились бойцы ВСУ, была фактически полностью уничтожена огнем двух танков. Вскоре позиции украинских войск начали занимать штурмовые группы ДНР. До 20 января 2015 года за территорию нового терминала шли упорные бои, командование ВСУ не желало признавать свое поражение кидая в бой все новые резервы в надежде пробиться к осаждаемому зданию. Порой это удавалось сделать одиночным машинам, однако более крупные силы успешно уничтожались силами ДНР.
21 января агония украинского гарнизона была окончена. Те силы ВСУ, которые не успели отступить из здания нового терминала, были взорваны саперами ДНР. После этого в плен к ополченцам сдалось 14 украинских военных, выживших после взрыва.
До 25 января 2015 года бои продолжились у бункера РЛС, которые впоследствии из-за плотной работы артиллерии ДНР был также оставлен ВСУ и занят силами ополчения. С учетом всех успехов силам Донецкой Народной Республики в ДАП удалось отодвинуть линию фронта от Донецка на 2 километра.
Однако на этом успехи ополчения фактически закончились, подразделениям ДНР так и не удалось овладеть находящимся поблизости населенным пунктом Пески, без взятия которого выбить украинские части из окрестностей ДАП полностью было невозможно.
Силы ВСУ продолжили удерживать позиции у северной части взлетно-посадочной полосы. На окрестных высотах были возведены мощные укрепрайоны получившие названия «Муравейники». С них просматривалась большая часть взлетно-посадочной полосы, что делало наступление ДНР на этом участке фронта нереальной задачей. Помимо этого, сети окопов были вырыты украинскими военным у заборных плит границы территории ДАП. Прикрываясь бетонным забором, данные укрепрайоны также стали тяжелой целью для сил ополчения.
С 2015 года в районе аэропорта продолжались позиционные бои. Связанные с периодическими обстрелами сторон друг друга. Лишь в 2022 году в битве за донецкий аэропорт удалось наконец поставить точку.
В августе 2022 года силам ДНР при поддержке уже российской армии удалось овладеть населенным пунктом Пески. Это позволило создать коллапс обороны ВСУ и у ДАП. Без опоры на Пески положение украинской армии у донецкого аэропорта ухудшалось.
В октябре 2022 года силы батальона «Спарта», 3-го отдельного батальона специального назначения при поддержке отдельного танкового батальона, 1539-го батальона имени архангела Михаила, и 238-й артиллерийской бригады ВС РФ организовали наступление на позиции ВСУ у «муравейников».
Так при помощи артиллерии, корректируемой с БПЛА, были серьезно разрушены укрепления «большого муравейника» и «малого муравейника». Личный состав ВСУ также понес серьезные потери. После этого в бой вступили штурмовые группы при поддержке БМП-2. Сблизившись с позициями ВСУ, штурмовая пехота при помощи огня стрелкового оружия и гранат уничтожила оставшихся в живых украинских военных. Такая же участь постигла и опорные пункты ВСУ у забора, рядом с взлетно-посадочной полосой. После этого силы ДНР закрепились на отбитых позициях.
Вскоре ВСУ попыталось организовать атаку, дабы вернуть утраченные позиции. Пресс служба ДНР опубликовала кадры отражения данного наступления. В атаке принимали участие три переданных из Финляндии БТРа XA-180, и одна захваченная ранее подразделениями ВСУ БМП-3. Силам ДНР удалось подбить один бронетранспортер и БМП-3. После этого украинские военные начали отступление с поля боя.
Стоит отметить, что финские бронетранспортеры не единственные представители иностранной бронетехники участвовавших в финальных боях за донецкий аэропорт. Так на позициях украинских силовиков у «муравейников» было уничтожено и захвачено несколько единиц переданных из США БТРов М-113.
7 ноября пресс-служба ДНР официально заявила о полном освобождении донецкого аэропорта от сил ВСУ. Более того уже сейчас известно что подразделениям российской армии удалось продолжить наступление и выйти в окрестности населенного пункта Водяное, оставляя многострадальную территорию ДАП у себя в тылу.
Над самими «муравейниками» был водружен флаг батальона «Спарта» в знак полного контроля данных позиций.
Тем самым можно отметить что длившаяся 8 лет битва за Донецкий аэропорт наконец завершилась. Через эту небольшую территорию прошел практически необъятный пласт истории. В мае 2014 бои за ДАП начали плохо организованные отряды ополченцев, зимой 2015 бои вел уже формируемый корпус народной милиции, в 2022 году части ВС ДНР и российская армия, поставившие победную точку в этом затянувшемся сражении.
Со стороны ВСУ бои за воздушную гавань Донецка были важны в первую очередь ради пропагандистского эффекта осени-зимы 2014 года. Именно в донецком аэропорту лучшие части ВСУ понесли тяжелые потери. Именно здесь зародился и развеялся, вместе с бетонной пылью погребенных под новым терминалом украинскими военнослужащими, миф о «киборгах», про которых под сегодняшний занавес боев никто с украинской стороны не вспоминает.
Полное занятие территории донецкого аэропорта позволит как отдалить линию фронта от Донецка, так и развивать дальнейшее наступление с этого направления для дальнейшего освобождения Донбасса. Остается надеяться что в будущем территория ДАП вновь будет принимать и отправлять гражданские самолеты переставая быть ареной многолетней битвы.