“Бензин как есть”

Беспрецедентные меры, предпринятые властью в октябре, существенно снизили цены на бензин, но ввозные пошлины – это не вся составляющая цены на республиканских заправках. И главное – что будет с ценами на топливо у поставщиков, т.е. в России. Я попыталась разобраться, чего нам ждать в ближайшее время.

В России

Весной российские нефтяники согласились “заморозить” уровень цен, но только до осени. Однако рост стоимости нефти и принятое в мае правительством РФ решение о временном снижении акциза уже осенью сработали не в пользу потребителя – с сентября ценники на заправках менялись еженедельно, от 20 копеек прироста за неделю до 1 рубля.

Росстат зафиксировал незначительное повышение цены в ноябре – по состоянию на 26 ноября АИ-92 подрос до 43,48 рубля, АИ – 95 до 44,84 рубля, АИ- 98 до 50,33 рубля. Литр дизельного топлива на 26 ноября в среднем по стране стоил 46,49 рубля.

Цена растет и на биржах. Например, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена была 40,13 руб. за литр для АИ-95, а для АИ-92 —37,1 руб. за литр. При этом биржевики кивают на два факта, негативно влияющие на рынок светлого топлива – инфляцию (с 4 до 4,6%) и увеличение ставки НДС с 18 на 20%. А с 1 января 2019 года к существующей цене добавится еще и повышение акциза на 2,7 – 3,7 тыс. руб. за тонну, сниженного в мае этого года.

Подытоживая, ожидаю двойное повышение цены – в декабре, что не удивительно, а скорее стандартно (к Новому Году обычно цены подскакивают не только на продукты), и в январе – нефтяники в убыток себе работать не будут. А там посмотрим…

На Украине

Про Украину много и писать нечего – она побила мировые рекорды осеннего «ценовзлета», хотя еще летом украинские политики хвастались удивительно стабильными ценами на бензин и дизтопливо, сравнивая графики с российскими времен марта-мая этого года. В октябре появились первые нотки обреченности у многочисленных экспертов, по СМИ загуляло «это закономерный результат», и, конечно, во всем обвиняли Россию. Но сейчас не об этом, а о прогнозах. Украинский эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук заявил: «До конца 2018 года в Украине будет наблюдаться постоянный рост цен на дизельное топливо, бензин и автогаз потому, что растут мировые цены на нефть, а временный откат слишком политизирован, чтобы можно было рассчитывать на возможную стабилизацию цен на топливо. Кроме того, на ценообразовании сказывается нестабильная гривна».

Цены на бензин на украинских заправках сегодня, 5.12.2018, грн.

Заправка АИ-95 АИ-92 Газ
WOG 33,99 32,99 15,78
AMIC 32,99 31,99 14,99
Укрнафта 31,50 31,00 15,25
Shell 35,39 32,89 15,89
ОККО 33,99 32,99 15,79
Glusco 32,65 31,65 15,10

Прогнозы достаточно пессимистичные, цена по словам некоторых экспертов может перешагнуть отметку в 34-35 гривен, и это в лучшем случае, да и то, если доллар не начнет «чудить» к Новому Году.

В мире

Мировые цены на бензин вообще сильно отличаются от российских. Например, в таких нефтедобывающих странах, как Норвегия и США, средняя цена на бензин Аи-95 в ноябре составляла 108,7  рубля за литр. Цена бензина в Эстонии составляет 85 рублей за литр, в Германии — 93 рубля. При этом цены на топливо растут по всему миру – около 6,1 % (в Германии за 2018 год цена выросла на 9%), в среднем, за последние три месяца, и особенно очевидный скачок почти всегда приурочен к новогодним праздникам. Аналитики пока осторожничают объяснять продолжающийся медленный подъем стоимости топлива при последних нефтяных колебаниях.  Причин много, и политические «негаразды» тут играют далеко не последнюю роль. Решение президента США Дональда Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном и вновь ввести против него санкции, обостряющийся всеобъемлющий кризис в Венесуэле, страх перед серьезным сокращением поставок иранской нефти, нарастающее противостояние и угрозы Америки в сторону России, санкционная политика ЕС и СЩА в отношении многих непокорных государств, хитрая политика Китая, ставшего серьезным игроком на мировом рынке, войны, кризисы, и даже последняя провокация Украины в Керченском проливе – все это аспекты, влияющие на цену «черного золота», а следовательно и на светлое топливо. Дополнительная причина удорожания бензина в странах-потребителях нефти состоит в росте курса доллара к евро и многим другим валютам.

В ДНР

Я снова упомяну предпринятые правительством меры по снижению цены на бензин в октябре 2018 года – снижение ввозной пошлины в 3 раза, со 150 до 50 долларов за тонну позволило снизить цены на бензин и дизтопливо 4-6 рублей. Самый популярный в ДНР АИ-92, например, упал в цене с 51-52 рубля на 45. В итоге цены на наших заправках стали почти равны ценам на заправках Ростовской области. Я задавала вопрос министру доходов и сборов, сколько потеряет бюджет на сокращении доходов от ввозной пошлины – мои собственные подсчеты подтвердили действительно беспрецедентные меры, предпринятые властью. На мой вопрос Евгений Лавренов ответил, что решение это было продуманным и просчитанным, но главное – необходимым в условиях общемирового роста цен на бензин: «В конечном итоге страдает всегда потребитель, но государство может и должно предпринимать шаги того, чтобы граждане как можно меньше ощущали на своих кошельках экономические потрясения». Тем более беспрецедентные меры, как я понимаю, были предприняты для того, чтобы удерживать цены на том же уровне, не смотря на ноябрьский рост российских ценников.

Однако, мы же должны понимать, бесконечно удерживать ситуацию не получится. Если оптовая цена на бензин в России продолжает медленно, но уверенно ползти вверх, то –  в экономике чудес не бывает – тенденция отразится и на ценовых табло наших АЗС. Важно, чтобы это были контролируемые процессы, а не буйство рынка.

Похожие записи: