Андрей Мельник, даже лишившись должности посла в ФРГ, продолжает провоцировать Германию.
Скандальный заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Мельник вновь «отличился». Он потребовал, чтобы Берлин передал Киеву подводную лодку.
«Привет, ребята, я знаю, что на меня обрушится новый шторм дерьма, но у меня есть еще одна креативная идея. Германия выпускает одну из лучших в мире подводных лодок HDW класса 212A. Бундесвер имеет 6 таких подводных лодок. Почему бы не отправить одну на Украину? Тогда выгоним российский флот из Черного моря», — такой экспромт озвучил в Twitter замглавы МИД Украины Андрей Мельник.
Напомню, что Мельник, это тот самый эпатажный экс-посол Украины в ФРГ и провокатор, который с треском вылетел из Берлина после скандала, спровоцированного фразой пана Андрея «оскорбленная ливерная колбаса», адресованной украинским дипломатом канцлеру Германии Олафу Шольцу.
Предложение Мельника, действительно, вызвало в медиа-пространстве тот самый, анонсированный украинским дипломатом, shit storm. Одни издания всерьез принялись просчитывать последствия появления на Черном море дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) типа 212A, действующей под жовто-блакитным прапором. Другие сосредоточились на цитировании известной комической фразы «Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою», тем самым намекая на явную неадекватность замглавы украинского МИД. Истина же по традиции находилась где-то посередине между столь полярными оценками твита Мельника.
Для начала напомню, что ВМСУ создавались государством, которому флот изначально был не по карману, и которое не смогло для своих Военно-морских сил внятно сформулировать никаких иных задач за исключением представительских. То есть того самого пресловутого «чтоб было!»
Частной иллюстрацией последствий такого подхода стала судьба подводных сил ВМСУ, представленных единственной субмариной — дизель-электрической «Запоріжжя» (бывшая Б-435 проекта 641, введенная в строй ВМФ СССР в 1971 году). Подлодка досталась Украине недавно отремонтированной, но без исправных аккумуляторных батарей (АКБ). Украинская сторона приняла решение «в целях экономии» приобрести их у Греции. Дальше в игру вступил такой традиционный для украинского ВПК фактор, как коррупционная составляющая, вследствие чего на приобретение АКБ у Греции Киев потратил куда больше средств, чем ушло бы на покупку батарей у РФ. Когда же новые АКБ из Греции доставили на «Запоріжжя», то выяснились два момента: иностранные АКБ не подходят для установки на бывшей советской подлодке, а сама эта подлодка уже, почему-то, вновь требует капитального ремонта.
В итоге «Запоріжжя» сумела покинуть судоремонтный завод только в июне 2013 года. Общая сумма украинских затрат по ремонту «Запоріжжя» оценивалась в 60 млн гривен. С учетом столь приличной суммы и полной потери к 2013 году бывшей Б-435 какой-либо боевой ценности по причине почтенного возраста субмарины, постфактум многие эксперты считали ремонт подлодки большой ошибкой. Куда логичнее, по мнению специалистов, было бы сдать устаревшее и изношенное «Запорожье» на металлолом, сэкономив тем самым средства для поддержания боеготовности надводных вымпелов ВМСУ.
Показательно, что тогда, в 2013 году, перспективы самостоятельной постройки Украиной новой субмарины на смену «Запоріжжя» или приобретение такой подлодки за границей не рассматривались даже самыми записными украинскими патриотами. Объяснялось это довольно просто. Самостоятельно построить новую подлодку изрядно деградировавший после распада СССР украинский ВПК не мог. Да даже если бы и мог, то Киев на такой «подвиг», равно как и на покупку субмарины за рубежом, категорически не хотел выделять средства — десятилетиями ВМСУ страдали от хронического недофинансирования. Повторюсь — флот, а равно и подводные силы, Украине были откровенно не по карману, что вынуждало украинских военных моряков «донашивать» советскую матчасть.
21 марта 2014-го находившаяся в Севастополе единственная украинская субмарина перешла под контроль России и подняла Андреевский флаг. На Украине же принялись притворно вздыхать над печальной судьбой «Запоріжжя» и… публично строить планы по воссозданию подводных сил ВМСУ.
Важно понимать, что дальше громких высказываний у Киева на «подлодочном» поприще дело не шло, да и не могло идти. Почему?
Во-первых, все глубже погружающаяся в «пропасть» гражданской войны и экономического кризиса Украина тупо не располагала ресурсами ни для самостоятельной постройки подлодок, ни для их приобретения за рубежом.
Во-вторых, ВМСУ не располагали вымпелами, способными обеспечивать развертывание своих субмарин после их выхода из базы, а также осуществлять спасение экипажей затонувших подлодок.
В-третьих, в оставшихся после 2014 года под контролем Украины черноморских портах не имелось береговой инфраструктуры, обеспечивающей базирование современных подводных лодок, а также обучение их экипажей.
В-четвертых, глубины в северо-восточной части Одесского залива не превышали 5 метров, а в юго-западной — 14 метров, что крайне затрудняло действия подводных лодок в указанной акватории.
В общем, в силу целого ряда объективных и субъективных причин, муссирование украинскими официальными лицами после 2014 года темы воссоздания подводных сил ВМСУ являлось чистой воды популизмом и фетишизмом.
После начала СВО к вышеперечисленным негативным факторам, препятствующим получению ВМСУ подлодок, прибавились еще, как минимум, пять:
— Полный коллапс украинского ВПК;
— Почти полное «обнуление» в ходе боевых действий корабельного ядра ВМСУ;
— Закрытие Анкарой Босфора и Дарданелл для прохода иностранных боевых кораблей;
— Постоянная угроза уничтожения украинских вымпелов прямо в оставшихся у ВМСУ базах;
— Объективное нежелание стран Запада делиться с Киевом столь дорогостоящим, наукоемким и «чувствительным» для национальных интересов видом военной техники, как ДЭПЛ.
Специалисты прекрасно понимают, что всего этого более, чем достаточно, чтобы свести к нулю вероятность появления на Черном море у ВМСУ «немки» типа 212A. Как минимум – до момента окончания СВО, как максимум – навсегда.
Полагаю, что и сам Андрей Мельник вполне понимает заведомую несбыточность своего предложения об отправке германской ДЭПЛ под украинским флагом на Черное море. Тогда ради чего замглавы МИД Украины написал свой твит?
Думается, что свой вброс пан Андрей затеял ради хайпа и усиления прессинга «обиженной ливерной колбасы», то есть Шольца. Германского канцлера, когда-то заблокировавшего пакет помощи Киеву в размере 9 миллиардов долларов, Вашингтону и украинским лоббистам удалось «прогнуть» не только на принятие ситуации со взорванными «Северными потоками», но и на прямые поставки киевскому режиму военной техники западного производства, включая САУ, ЗРК, БМП и танки. Шольц, как говорят в боксе, «поплыл» и начал сдавать одну позицию за другой. При таких обстоятельствах не добить канцлера, то есть не попытаться вытрясти из ФРГ побольше военной помощи, с точки зрения Мельника было бы просто глупо.
Словом, мы имеем дело с банальной провокацией.
Шольц, дай Киеву подлодку, ты же уже дал танки! Не можешь дать подлодку (а Шольц не может выполнить такое требование по целому комплексу причин и Мельник это понимает), тогда дай побольше танков! И САУ! И ЗРК! И БМП! И самолетов! Самолетов тоже дай!..
Вот в чем кроется истина. Вот какова примитивная, но вполне рабочая схема очередной провокации Андрея Мельника. Сработает ли она – покажет время.