В ДНР в минувшем году восстанавливали не только разрушенное жилье и коммунальную инфраструктуру. В конце года в Республике началась реализация масштабных и по-настоящему знаковых проектов.
В частности, в Мариуполе специалисты приступили к возрождению местного аэропорта. Соответствующий проект уже внесен в мастер-план развития города. Предположительно на восстановление воздушной гавани потребуется два года. Как сообщил председатель правительства ДНР Виталий Хоценко, терминал мариупольского аэропорта в результате боевых действий получил серьезные повреждения.
— Если можно, проведем капитальный ремонт, если нет — снесем и построим новое здание гражданского аэровокзала. Кроме того, предстоит модернизировать взлетные полосы и восстановить инфраструктуру. Ведь весь комплекс пришел в запустение. Вложения потребуются основательные. Помимо полноценного восстановления аэропорта необходимо закупить современное оборудование. Разминирование завершено, так что специалисты приступили к планированию и проектированию. Они сделают все, чтобы пассажирам и сотрудникам аэропорта было комфортно и безопасно, — сообщил председатель правительства ДНР.
Кроме того, стало известно, что воздушная гавань Мариуполя будет использоваться как аэропорт двойного назначения.
— Взлетные полосы модернизируют таким образом, чтобы аэропорт мог принимать как гражданские, так и военные суда, — отмечает Виталий Хоценко.
Мариупольский аэропорт был закрыт в июне 2014 года. Кстати, при украинской власти на его территории действовала тайная тюрьма СБУ, известная как «библиотека». Руководитель расследовательского проекта UKR LEAKS Василий Прозоров рассказал, что официально подобных тюрем на Украине не существовало, поэтому попавший туда человек мог исчезнуть без следа. По словам Василия Прозорова, даже внешне «библиотека» не походила на тюрьму. Там не было решеток на окнах, собак и сторожевых вышек. Тюрьма состояла из промышленных холодильников — железных помещений с железными дверями, в которых содержали заключенных.
Особое внимание в ДНР уделяется и восстановлению комбината «Азовсталь». Об этом рассказал руководитель Корпорация развития Донбасса Андрей Шпиленко.
— Для нас это один из самых приоритетных проектов. На предприятии трудились более 20 тысяч человек. И сейчас нужно создать новую промышленную инфраструктуру. На «Азовстали» мы планируем запустить не менее четырех площадок: индустриальный парк, промышленный технопарк, экопарк и транспортно-логистический центр. Причем экопарк станет уникальной площадкой. Сейчас в России такие парки, предназначенные для хранения, утилизации, переработки и вовлечения во вторичный оборот промышленных отходов, только формируются. На «Азовстали» лежат целые горы шлака и шлама, поэтому экопарк там просто необходим. Тем более что руководство ДНР намерено улучшать экологическую обстановку в Донбассе, — отмечает Андрей Шпиленко.
Между тем в порту Мариуполя уже начал действовать логистический центр для хранения и транспортировки строительных материалов, которые используются для восстановления. По словам председателя Виталия Хоценко, логистический центр занимает 13 гектаров. Здесь можно размещать, а затем без сбоев перевозить стройматериалы на объекты. Роскапстрой уже зафрахтовал баржу, которая будет доставлять в Мариуполь грузы по морю.
— Новый логистический центр имеет все шансы стать главной распределительной площадкой не только нашей республики, но и всех новых территорий России, — отметил Виталий Хоценко.
Также он подчеркнул, что логистический центр позволит разгрузить автомобильную дорогу.
В конце прошлого года началось и строительство водовода, благодаря которому ДНР сможет получать воду из Дона. Как отметил министр обороны России Сергей Шойгу, протяженность сооружения составит 194 километра. Оно позволит гарантированно обеспечить водой Донецк, жители которого из-за боевых действий сейчас получают ее по жесткому графику примерно раз в три дня. Между тем в прошлом году военные строители уже построили в ДНР и ЛНР более 200 километров новых водоводов. Благодаря этому воду получили свыше 1,5 миллиона человек.