В городе Краматорске, где, как известно, располагается, так называемая, «Военно-гражданская администрация Донецкой области», вскоре должен появиться памятник, которого там раньше никогда не было. Сейчас, идет реставрация старого провоза, он и займет место на Привокзальной площади, в виде напоминания о былых временах.
Появление такого монумента, само по себе, логично. Ведь история Краматорска, бывшего когда-то, еще с средины 18-го века, небольшим степным хутором, как промышленного центра, началась в 1869 году, а именно, с ввода в строй небольшой станции на Курско-Азовской железной дороге.
Потом уже около железнодорожной станции в 1898 году задымил металлургический завод, носивший в советский период имя Валериана Куйбышева, но при самостийной Украине прекративший свое существование. При сталеплавильном заводе были построены и механические мастерские, выделившиеся в 1910 году в отдельное предприятие. Оно при Советском Союзе называлось Старокраматорским машиностроительным заводом имени Орджоникидзе. Завод, имеющий, теперь статус Частного акционерного общества (ЧАО) кое-как «коптит» и до сих пор.
Также в Краматорске с 1934 года заработал промышленный гигант — Новокраматорский машиностроительный завод имени Сталина, сменивший в 1961 году, имя на Ленина. При советской власти в городе было построено много еще чего, но до сегодняшнего дня из жившего и работавшего «дожило» очень мало.
Мэр Краматорска Александр Гончаренко сообщил на заседании Горисполкома, состоявшемся 16 сентября, что, уже к 05 октября этого года, железная дорога передаст свой отремонтированный раритет в собственность города, после чего, сразу начнутся работы по установке необычного памятника на пощади у вокзала.
Однако, перед властями Краматорска возникла нешуточная головоломка. По советскому обычаю на «фасадах» всех паровозов, на передней, открытой встречному движению и всем взорам круглой стенке котла, устанавливалась металлическая красная звезда. Ее отпечаток отчетливо виден и на паровозе, собирающемся на свою бессрочную стоянку в Краматорске.
Как известно, красная звезда со всеми остальными советскими символами, на территории подконтрольной Киевской власти, попадают под Закон «О декоммунизации». Публичная демонстрация всего такого где угодно, в том числе на памятниках и монументах, квалифицируется как преступление.
Вот городская власть Краматорска и сушит мозги над тем, как же тут быть: поставить паровоз с изготовленной заново красной звездой — нельзя, иначе — статья Уголовного кодекса; прикрутить на паровозный котел петлюровско-бандеровский «тризуб» — выйдет явное несоответствие истории; просто ничего из символов на отреставрированном локомотиве не изображать и, чтобы подальше от греха, закрасить след от звезды — так люди знают, что в действительности было совсем по-другому.
Время соображать, что с этим делать, у Краматорского начальства еще есть, но задача трудно выполнимая. Останется, разве что, заменить ее решение какой-нибудь халтурой. Например, прицепить на котел паровоза-памятника символическую шестеренку: и местному колориту соответствует, и «декоммунизаторам» придраться будет не к чему.
Николай САМУРОВ