С тех пор как Крым стал российским, Украина, Евросоюз, США и их сторонники с пеной у рта визжат о притеснении крымских татар на территории Крыма…
На территории Крыма действительно неоднократно были арестованы представители крымских татар, но они состояли в террористических организациях, готовили на территории Крыма и России террористические акты. Стремление европейских и украинских властей и общественников выдать задержания активистов из террористических организаций за преследования крымских татар является откровенной политической спекуляцией.
Расскажу, например, о террористической организации «Хизб ут-Тахрир»…
Еще до 2014 года ее активная деятельность вызывала бурное недовольство большинства крымских татар и негодование мусульманского духовенства, поскольку ее адепты проповедовали чуждую крымским татарам идеологию. Крымские татары требовали от тогдашнего руководства Украины запретить деятельность «Хизб ут-Тахрир», но этого не произошло…
«Характер деятельности подполья «Хизб ут-Тахрир» в Крыму указывает на то, что его активисты управляются из-за рубежа с целью дестабилизации ситуации в Крыму, где главой республики прилагаются все усилия сохранения мира и спокойствия. Наиболее активно темой «Хизб ут-Тахрир» спекулируют в Киеве, выставляя законное недопущение деятельности «хизбов» в Крыму как политические притеснения крымских татар. При этом общеизвестно, что они никогда не имели ничего общего с национальным движением крымских татар, а ранее вообще отрицали национальный фактор», – рассказал в 2020 году крымскотатарский общественник, эксперт в вопросах межнациональных отношений Заур Смирнов.
Хочется прям вернуться немного назад…
Во второй половине 50-х годов прошлого века в местах высылки крымских татар зарождается национальное движение за восстановление прав крымскотатарского народа. Начиная с 1967 года по линии организованного переселения в Крым стали возвращаться первые семьи крымских татар. Этот процесс шел медленно и имел непоследовательный характер. С 1967 по 1977 год в Крым переселились всего 577 крымскотатарских семей. Между переписями населения 1979 и 1989 годов численность крымскотатарского населения в Крыму увеличилась на 33 тысячи человек и достигла 38,4 тысяч. В течение 1989 года вернулось еще около 30 000 человек, в 1990 году — более 40000, так что к концу 1990 года в Крыму уже было более 100000 крымских татар. Пик репатриации пришелся на 1990-91 годы, когда в Крым фактически переместилось ядро существующей в СССР крымскотатарской этнической общности. На июнь 1991 года в Крыму уже проживало 130 000 крымских татар, а на конец 1991 года – более 150 000. Стоит отметить, что автоматически гражданами Украины в связи с вступлением в силу 13 ноября 1991 года Закона Украины «О гражданстве Украины» стали 73 981 крымских татар, уже прописанных в то время в Крыму.
В 1989 году решением сессии Верховного Совета СССР была создана спецкомиссия по проблемам крымскотатарского народа. В ноябре 1989 года была принята Декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» и постановление Верховного Совета СССР «по проблемам советских немцев и крымских татар». В июле 1990 года Совет министров СССР принял постановление «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область». С этого времени началось массовое возвращение татар в Крым.
«Но в Крыму их никто не ждал. Во многих городах стояли палаточные городки, пикеты с лозунгами, которые требовали признать их право жить на Родине. В Симферополе, перед зданием правительства, шли непрерывные митинги. Под предлогом, что Крым перенаселен, власти отказывали в выделении земельных участков татарам. А тем, кому удавалось купить какое-то жилье, не давали разрешения на прописку. Правоохранительные органы постоянно проводили карательные акции», — вспоминает Рифхат Гусманович Якупов, член союза журналистов Татарстана.
А теперь наверное нужно вспомнить, как мачеха Украина «любила» крымских татар, когда они получили гражданство и паспорта Украины, когда они смогли голосовать на выборах, и для каких целей Украина позволила крымским татарам вернуться в Крым…
1998 год… как напоминание некоторым, кто потерял память…
«Крымские татары становятся для Киева тяжелой ношей», — пишет украинский корреспондент Виктор Ядуха (газета «Сегодня», № 067).
А знаете по какой причине? Да потому что украинские власти «почти утратили возможность использовать их как этнического союзника в борьбе с русским большинством Крыма»…
1998 год — семь лет незалежности Украины, а вопрос с крымскими татарами так и не был решен…
В Симферополь в 1998 году украинские власти были вынуждены перебросить практически из всех регионов Крыма силы МВД. Т.к. должны были состояться парламентские выборы. Что пишет Ядуха: «При самом неблагоприятном развитии событий завтрашний день может стать серьезным испытанием для сил МВД Украины, переброшенных на полуостров практически из всех регионов республики — крымские татары могут попытаться сорвать голосование в регионе из-за невыполнения Киевом своего «предвыборного» обещания предоставить всем крымским татарам право участия в выборах. Без гражданства на территории Украины проживает свыше 100 тысяч крымских татар. Из них более 60 тысяч — граждане Узбекистана, откуда татары и вернулись на историческую родину, а потому голосовать они не могут — двойное гражданство на Украине запрещено».
Киев под разными предлогами затягивал легализацию репатриантов. Из-за этого татары не могли прописаться в Крыму, устроиться на работу, получать социальные гарантии и льготы. Всего же на момент 1998 года в 2-миллионном Крыму проживало уже 250-300 тысяч этнических татар.
Накануне выборов в марте 1998 года в Симферополе прошла крупная демонстрация сил с обеих сторон: татары показали властям организационную мощь, а те — крупнокалиберные пулеметы и спецназ. Свидетелем «парада» случайно стал спикер Верховной рады Александр Мороз, приехавший в Крым агитировать за свою Соцпартию. В результате на татарском митинге Морозу пришлось пообещать, что 24 марта 1998 года рада решит вопрос об участии в выборах всех татар. Но 24-го рада, сославшись на конституцию, отказала негражданам в избирательном праве. Рада не стала создавать прецедент двойного гражданства, которым могли бы воспользоваться миллионы проживающих на Украине русских. Узнав об отказе, активисты нацдвижения татар пообещали заблокировать избирательные участки в Крыму.
Такое грубое невыполнение Киевом своего обещания многих удивило. Непонятно, почему украинские власти, «простившие» татарам погромы и самозахват земель в 1992-95 годах, неожиданно «показали зубы». Причина же очень проста.
Когда Украина взяла курс на изоляцию от России, и в Крыму, где свыше 80% населения считают себя русскими, зародилось пророссийское движение, администрация Кравчука решила ускорить возвращение на полуостров крымских татар, начатое еще при Горбачеве. Татары были нужны Киеву как активный этнический союзник в борьбе с русским большинством населения автономии. И тактической цели киевские «державники»» достигли — татарские лидеры, ненавидевшие Москву, оказались очень хорошими союзниками и эффективно противостояли в Крыму русским. Меджлис, правда, намекал время от времени на то, что в качестве ответной услуги рано или поздно потребует для Крыма статуса татарской автономии, но Киев делал вид, что намеков не понимает.
В Киеве рассчитывали на то, что пока значительная часть татар не имеет украинского гражданства, их можно будет в случае обострения конфликта депортировать в Узбекистан, чьими подданными они формально на тот момент оставались. Процедура получения гражданства Украины крымскими татарами окончательно была решена только к 2001 году.
В интервью эксперту IGCP жителю Евросоюза Андрею Татарчуку председатель региональной общественной организации «Къырым бирлиги» и Общественного совета крымско–татарского народа Сейтумер Нуридинович Ниметуллаев заявил: «В 2014 году наш президент Владимир Путин издал Указ о реабилитации крымских татар, сделав то, что должна была сделать и чего избегала Украина с 1954 года и в частности последние 25 лет, когда Крым де–юре входил в состав Украины.
Крымско–татарский язык признан официальным языком в республике Крым, чего не было при проукраинском меджлисе. Крымско–татарский язык в России впервые получил такой статус — это записано в постановлениях Верховного совета, в Совете министров Крыма. Ну а школы сами определяют, на каком языке учить детей.
Мы и дома разговариваем на русском языке, но я считаю, что это неправильно: дома нужно говорить на родном языке, чтобы наши внуки и дети его знали. А со стороны украинского населения я вообще не слышу ни о каких проблемах: крымские украинцы исторически говорят на русском языке».
Стоит почитать интервью полностью: https://imhoclub.by/ru/material/krimskie_tatari_prosto_ne_meshajte_nam_zhit
Многие замечания, которые выдвигались до 2014 года к Украине Комитетом по ликвидации расовой дискриминации ООН относительно положения крымских татар в Крыму уже исправлены федеральным российским руководством и местными властями после возвращения Крыма в состав России. Так, на достаточном уровне обеспечено процентное представительство крымских татар в органах власти Крыма. В Симферополе ведётся строительство Соборной мечети, чего крымские татары не смогли добиться до 2014 года.
«При Украине, при Мустафе Джемилеве более 25 лет намеревались строить Соборную мечеть в Симферополе, столько было скандалов. А сейчас мечеть строится», — добавил Ниметуллаев.
Возвращение Крыма в состав России улучшило возможности для реализации всех прав крымчан.
В интервью «о настоящем и будущем Крыма глазами татарского бизнесмена Эльдара Меметова»
http://www.infotop.lv/article/ru/nastojashee-i-budushee-krima-glazami-tatarskogo-biznesmena-eldara-memetova
— Сценарий Киева другой: вот еще чуть-чуть, и Крым снова войдет в состав Украины.
— Ну это же нереально. Это — фантастика. Вы общались уже со многими в Крыму – хоть кто-то сказал, что хочет на Украину? Нет, люди у нас хотят жить спокойно. Потому что помнят, какие в украинские времена были правовое бесправие, коррупция. Скажу так: последние годы я не знаю, что такое взятка.
Стоит так же вспомнить одну историю, которую так не любит Джемилев:
Во время появления меджлиса крымским татарам помогали многие, Турция оказывала помощь через свои структуры.
Джемилев заставлял сотрудников меджлиса переводить деньги, выделяемые на помощь татарам, на счета в своих структурах в банке «Имдат». После чего эти деньги исчезали. Так было украдено около миллиона долларов. Примерно тысяча крымских татар должны были получить по тысяче долларов из джемилевского фонда «Крым». Получили помощь пятьсот человек остальные деньги ушли в неизвестном направлении… Это и было начало раскола меджлиса.
Как говорят крымские татары Джемилеву и Чубарову — просто не мешайте нам жить…
Всему свое время…
Ваш Таксист…