На заседании Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о родных языках. В школах, программа которых включает предмет «Родной язык», его изучение остается обязательным, при этом можно будет выбрать конкретный язык, в том числе русский как родной, передает ТАСС.
Так, в документе прописано, что федеральные образовательные стандарты обеспечивают «возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка». Также закрепляется «свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ». Язык, который будут изучать ученики, выберут их родители. Они должны будут подать соответствующее заявление при приеме или переводе детей на программы дошкольного, начального общего и основного общего образования.
Русский язык продолжает быть обязательной дисциплиной во всех школах РФ.
Законопроект был внесен на рассмотрение палаты в апреле группой депутатов. Его исходная редакция, предлагавшая осуществлять преподавание и изучение государственных языков республик РФ на добровольной основе и не в ущерб русскому, вызвала бурную дискуссию. С критикой инициативы тогда выступил ряд национальных республик, в том числе Татарстан и Башкортостан. Для доработки законопроекта в Госдуме была создана рабочая группа.
Депутаты, принимая законопроект в первом чтении 19 июня, одновременно проголосовали за развернутое постановление с изложением концепции его изменения к основному чтению. В постановлении уже тогда прописывалось, что изучение родных языков остается в обязательной школьной программе, при этом русский язык включается в число родных языков. Также в постановлении содержались положение о создании Фонда поддержки родных языков России и рекомендация кабмину разработать концепцию преподавания родных языков.
[irp posts=»5357″ name=»Президент Хорватии поблагодарила Россию на русском языке»]
Ко второму чтению, которое состоялось 24 июля, была представлена серьезно переработанная версия законопроекта. При этом два пункта постановления — о фонде и о концепции преподавания родных языков — вынесены за рамки финальной редакции законопроекта.
Как пояснил председатель профильного комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, переговоры по созданию фонда уже проведены, договоренности достигнуты.
«Мы предлагаем организовать этот фонд указом президента Российской Федерации, сделать его президентским фондом с соответствующим федеральным финансированием. Это позволит создавать учебники по родным языкам, образовательные программы, готовить специалистов по родным языкам, проводить научные исследования, — сказал он. Кроме того, Никонов пояснил, что в перечне поручений кабмина по итогам рассмотрения постановления Думы уже предусмотрено формирование специальной рабочей группы по выработке упомянутой концепции.
Ранее, комментируя изменения в законопроекте, Никонов отмечал, что редакция ко второму чтению «снимает все озабоченности, которые могли быть у кого бы то ни было в отношении этих поправок».
«Все остается в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, обязательных для изучения в тех школах, где есть соответствующие программы, и в то же время дается возможность изучения русского языка в качестве родного языка по выбору родителей и законных представителей», — отмечал парламентарий на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совфеде.