На днях Министерство обороны Российской Федерации заявило о взятии города Угледара, что на Донбассе. Это событие, безусловно, важное с точки зрения военных действий, вызвало живой отклик в среде тех, кто следит за ходом СВО. Это касается и российской общественности, и западных прохиндеев, сочувствующих незалэжной.
Последние уже успели поднять вой о тяжёлом положении в рядах ВСУ, что, надо полагать, справедливо, если учесть, что один из командиров территориальной обороны застрелился, а его батальон сбежал из гарнизона. Впрочем, украинские журналисты, напротив, уверены в том, что этот город, превращённый за несколько лет в настоящую крепость, не так уж и важен.
Что ж, украинствующая публика может заниматься сеансами самоуспокоения ровно столько, сколько ей этого хочется. Военное же значение Угледара и его окрестностей неоспоримо, поэтому доказывать здесь что-либо нет никакой необходимости.
Зато очень любопытно посмотреть на грядущие экономические трансформации, которые ожидают так называемую Украину в связи с набирающим обороты наступлением наших войск на Донбассе.
* * *
Угледар был основан в 1960-е годы, и, как видно из названия, основным мотивом строительства поселения была добыча угля. Впрочем, говорят, что сибирские месторождения Кузбасса оказались гораздо перспективнее, поэтому городок не смог сильно развиться, да так и остался символом нереализованных планов посреди степи. Но, как бы там ни было, в окрестностях города работали две угольные шахты: «Южнодонбасская № 1» и «Южнодонбасская № 3». Уголь, который добывали на этих шахтах, имел весьма хорошее качество и мог использоваться как в производстве электроэнергии, так и в коксохимической промышленности.
Более масштабной угледобычей отличаются города Торецк (он же Дзержинск) и Покровск (Красноармейск). Последний и вовсе на сегодняшний день является крупнейшим угольным центром для незалэжной. И вот что получается: Торецк уже активно штурмуют наши войска, ну а Покровск, видимо, на очереди.
Конечно, уголь (вернее, его тотальное отсутствие в ближайшей перспективе) — это один из краеугольных камней украинской энергетики и коммунального хозяйства. Но, возможно, даже более важным является то, что донбасский уголь жизненно необходим главной отрасли Украины — металлургии.
Да, украинский металлургический комплекс, полностью созданный Российской империей и Советским Союзом, действительно огромен в своих масштабах. По сей день он кормит данное государственное образование.
По данным ОП «Укрметаллургпром», в 2023 году предприятия незалэжной произвели 6 млн тонн чугуна, 6,2 млн тонн стали и 5,3 млн тонн проката. Речь идёт о миллиардах долларов экспортных доходов. И всё это в разгар боевых действий. Таковы мощности металлургии Юго-Западного края.
Важно иметь в виду, что ядро металлургической промышленности будущей так называемой Украины формировалось в Донецком бассейне. Уголь является неотъемлемым элементом в производстве чёрных металлов. Ну а месторождения главного сырья — железной руды — буквально окружают Донбасс. Это и Курская магнитная аномалия, и Криворожский бассейн.
Первые металлургические предприятия в регионе стали появляться ещё в XIX веке. Алчевский металлургический комбинат берёт начало в 1895 году, Харцызский трубный завод — в 1898-м. Енакиевский металлургический завод основан в 1897 году, Донецкий металлургический — в 1872-м, Макеевский — в 1898-м. Примечательно, что все эти производства уже давно не контролируются незалэжной, так как находятся на территории российских ДНР и ЛНР.
Другие предприятия, в том числе гиганты отрасли, уже создавались в ХХ веке во времена грандиозной индустриализации СССР. Были построены огромные заводы в Мариуполе (и вновь Украина о них может благополучно забыть), уникальная электростанция на Днепре (она же знаменитая «Днепрогэс»), которая обеспечила электричеством комбинаты «Запорожсталь» и «Криворожсталь». Множество смежных производств.
Но особняком хотелось бы упомянуть важнейшую для металлургии отрасль (которая, кстати, в бывшей УССР была огромных масштабов) — коксохимическую промышленность.
Кокс — это продукт переработки коксующегося угля, то есть угля определённых (ценных, разумеется) свойств и качеств. Такой уголь буквально спекают по специальной технологии, в результате чего все лишние примеси из него удаляются. Получается высококачественное топливо, которое используется для выплавки металла. Традиционное металлургическое производство без кокса невозможно.
Разумеется, все запасы высококачественного (относительно редкого) коксующегося угля в границах бывшей УССР сконцентрированы в Донбассе. Именно от этого и зависит металлургия незалэжной. В том числе и её остатки в Днепропетровской и Запорожской областях, подконтрольные киевскому режиму. К слову, обе названные области примыкают к районам Донбасса, где уже сейчас продвигается наша армия.
Ну а какова структура коксохимического производства бывшей УССР?
Можно упомянуть Алчевский коксохимический завод мощностью 3 млн тонн в год — ныне ЛНР в Российской Федерации. Ясиновский коксохимический завод, город Макеевка, ДНР. Авдеевский коксохимический комбинат, печально известный, к сожалению, тем, что бандеровцы пытались сделать из него крепость. Огромное предприятие, которое на данный момент не работает. В любом случае его адрес: город Авдеевка, ДНР. Макеевский коксохимический завод, всё та же Макеевка в ДНР. Енакиевский коксохимпром, Енакиево, ДНР.
Оставшиеся предприятия отрасли находятся на подконтрольной киевскому режиму территории. Это, к примеру, «Запорожкокс» и заводы в Днепропетровской области, обслуживающие крупнейший на Украине металлургический комбинат «Криворожсталь», принадлежащий иностранной Arcelor Mittal.
Хорошо видно, что основной костяк коксохимического производства бывшей УССР сконцентрирован в Донбассе (да и весомая часть металлургии тоже) и навсегда утрачен для Киева. Предприятия же Запорожья и Днепропетровской области получают значительные объёмы коксующегося угля с временно оккупированных ВСУ районов Донецкого бассейна.
На сегодняшний день это район Покровска. Крупнейшая подконтрольная Украине угольная шахта «Красноармейская-Западная № 1» выдаёт миллионы тонн угля, так необходимого для металлургии Кривого Рога. Более того, там же находится обогатительная фабрика «Свято-Варваринская».
И вот теперь всё говорит о том, что последний источник угля для металлургической промышленности незалэжной скоро таковым быть перестанет. Линия фронта стремительно приближается к окрестностям Покровска, что уже в ближайшее время сделает невозможным добычу и переработку необходимого сырья.
При этом и Торецк, где ещё сохранялась добыча угля для нужд украинской энергетики, стремительно выходит из чата. Думается, что в ближайшее время существование украинского предприятия «Торецкуголь» потеряет всякий смысл, так как бои приближаются к шахте «Центральная».
Конечно, украинская металлургия может (и делает это) импортировать недостающие объёмы кокса. Вот только это весьма дорого, ведь принципиально усложняется логистика. К тому же одно дело компенсировать импортом недостающие объёмы, и совсем другое — полностью, тотально перейти на иностранное сырьё. Рентабельность производства в таком случае будет стремиться к нулю.
К примеру, издание «Украина.ру» отмечает, что «экономика меткомбинатов от этого уйдёт в нокаут… без угля из Красноармейска остановятся пять оставшихся украинских коксохимических производств, а обеспечение даже минимальной загрузки украинских меткомбинатов станет серьёзной организационной, финансовой и логистической проблемой».
Таким образом, уголь Донбасса скоро останется для незалэжной лишь в воспоминаниях, а украинская металлургия без него начнёт стремительно загибаться.
Можно также предположить, что выход Вооружённых сил Российской Федерации на границы Днепропетровской и Запорожской областей не прибавит энтузиазма металлургам Украины. Уже сейчас планирующие авиабомбы с УМПК легко долетают до Запорожья. Что будет с вражеской энергетикой, логистикой и промышленностью, когда наши войска подойдут вплотную, представить не составляет труда.
Даже сейчас проблемы в энергетике мешают полноценной работе металлургических комбинатов. Что же будет, если по подстанциям Кривого Рога начнут регулярно прилетать ФАБы?
В то же время часть населения будет вынуждена покинуть эти города. Тогда остро возникнет вопрос с рабочей силой. Ведь и сами заводы, и железные дороги, и вспомогательные производства должны поддерживаться десятками тысяч рабочих рук, которых и сейчас уже не хватает в связи с мобилизацией и массовым оттоком людей.
Что ж, по всей видимости, легендарный металлургический комплекс Украины прямо на наших глазах уходит в историю. Ну а основными источниками дохода остатков этого государственного образования, видимо, станут лес, пшеница и кукуруза. Впрочем, лишь время покажет, как долго продержатся и эти последние пока рабочие отрасли хозяйства.