В Красноярском крае арестовали участников неонацистской группировки. По версии следствия, подростки объединились, чтобы нападать на антифашистов и мигрантов. Мачете, патроны, оружие — малая часть того, что силовики обнаружили во время обысков.
Видео в соцсетях
В июне в Сети разлетелся ролик о том, как несколько подростков напали на прохожего в Железногорске. Один достал газовый баллончик и распылил жертве в лицо. Повалили, били ногами по голове и туловищу, затем сбежали. Пострадавший обратился в полицию, возбудили уголовное дело по статье 116 («Побои»). В том же месяце эти подростки нарисовали нацистские символы на фасаде одного из жилых домов.
Десятого сентября в СК по Красноярскому краю сообщили, что их задержали. В группе было восемь человек возрастом 16-19 лет, в том числе одна девушка. Их подозревают в организации экстремистского сообщества и участии в нем. По этой статье грозит от двух до шести лет.
СК совместно с УФСБ по Красноярскому краю провели обыски. Изъяли различные предметы с изображением свастики, пневматическую винтовку и пистолет, патроны, мачете, ножи, кастеты, перцовые баллончики, бейсбольную биту.
Задержанные — учащиеся колледжа. Как сказала РИА Новости представитель СК по Красноярскому краю Лариса Нейланд, они из благополучных семей, на учете раньше не состояли.
В местных СМИ появился ролик, где молодые люди извиняются, упоминая и другие нападения. «Каюсь в избиении наркоманов и бездомных. Обещаю больше впредь не повторять», — говорит один из них.
Однако признали вину пока не все. В СК отметили, что они останутся под стражей два месяца. Затем суд.
«Роли четко распределены»
Началось с того, что двое подростков из Железногорска создали закрытый чат в Telegram, где обсуждали, как расправляться с антифашистами и мигрантами. Следом аналогичная группа возникла в Красноярске. Лидеры были знакомы друг с другом, в итоге решили объединиться. Распределили роли.
«Руководитель отвечал за наполнение группы содержанием. Организаторы планировали нападения. Остальные просто участвовали. Чтобы не попасться, группу часто переименовывали, — уточнила Лариса Нейланд. — По нашим данным, куратора не было, действовали сами. Информацию черпали из открытых источников».
Хотели научиться пользоваться оружием. Откуда оно у них взялось, еще выясняют.
Лидеры группировки собирались «расширить штат». Однако едва ли осознавали, что могли попасть еще под статью 150 («Вовлечение несовершеннолетнего в преступления»), по которой полагается от двух до шести лет.
К слову, в июле глава комитета ГД по безопасности Василий Пискарев объявил, что внесен законопроект об ужесточении ответственности по этой статье: до шести лет, если вербуют через интернет и другие информационно-телекоммуникационные сети. До семи — если склонили 14-летнего, а также двух и более несовершеннолетних.
Депутат, ссылаясь на статистику, отметил, что чаще всего подростков втягивают в сбыт наркотиков и психотропных веществ. Завлекают также в диверсии. На прошлой неделе стало известно, что кабмин проект поддержал, но отправил на доработку.
Большие последствия
Мотивы группировки пока непонятны — допросы продолжаются. Ветеран спецподразделения группы антитеррора «Альфа» Игорь Сенин указал: возможно, таким образом подростки хотели выделиться и привлечь к себе внимание.
«Если бы им удалось провести несколько нападений, не исключено, что появился бы куратор, который бы воспользовался их взглядами, предложив, к примеру, еще и деньги за это, склонив их к другим преступлениям — более крупным и изощренным», — говорит он.
Цель таких кураторов — втянуть российскую молодежь в террористическую и экстремистскую деятельность, повсеместно распространить неонацистскую идеологию и устроить серию терактов для дестабилизации обстановки в стране, продолжает Сенин.
Специалист по экстремистских сообществам Игорь Иванишко объяснил схема вербовки в неонацистские группировки проста: руководители обычно призывают отказаться от вредных привычек, пропагандируют здоровый образ жизни. Поднимают, на первый взгляд, важные вопросы, волнующие многих. Например, рассказывают, как контролировать миграционный поток. И советуют идти коротким путем: пустить в ход кулаки, взять в руки оружие — то есть самостоятельно разобраться с теми, кто якобы «уничтожает подлинную языческую славянскую идентичность».
Как пример — радикальное движение «М.К.У.» («Маньяки. Культ убийц»)*, куда завлекали молодежь под предлогом избавления общества от «низших социальных слоев»: бездомных, алкоголиков и наркоманов. Возникло на Украине и основано на неонацистской идеологии.
В 2021-2022 годах по всей стране задержали более 60 участников «М.К.У.»*, планировавших нападения на российских общественных деятелей, журналистов, лиц неславянской внешности. Пресекли четыре теракта. Осудили 12 наиболее радикальных представителей движения. По данным силовиков, с начала СВО кураторы ориентировали «М.К.У.»* на диверсии, поджоги военкоматов, массовые рассылки анонимных сообщений о «минировании» общественных мест и учебных заведений.
«Важно сейчас не только провести беседы с родителями подростков, но и выявить лидера, применив к нему самые строгие меры», — подчеркивает Сенин. И добавляет: не стоит, помимо прочего, широко афишировать действия таких группировок, ведь именно внимания они и добиваются.
* Организация признана террористической и запрещена в России.