Три главных странности в гибели президента Ирана: вертолет и экипаж заменили в последний момент, а кабина пилота обгорела

Спустя четыре дня после авиакатастрофы, в результате которой погиб президент Ирана Эбрахим Раиси, в деле появляется все больше загадочных и темных деталей. Пока рядовые иранцы прощаются с лидером, следователи восстанавливают хронологию трагедии и даже не исключают вариант совершения диверсии.

ПРОБЛЕМА №1. ВЕРТОЛЕТ И ЕГО СОСТАВ

Одной из основных дилемм все еще остается вопрос: почему Раиси летел на американском вертолете 30-летней давности. Во время падения судно полностью разрушилось, а причиной аварии предварительно назвали технические неполадки. При этом источник в иранских органах безопасности подтвердил: обычно для полетов Раиси выбирали транспорт российского производства, например, Ми-171.

Хотя американский вертолет собрали 30 лет назад, он все равно был оборудован тремя независимыми системами передачи данных. Правда, в итоге это никак не помогло спасателям сразу установить местоположение Раиси после крушения. Отсутствие сигналов с борта наводит на мысль, что «в нужный момент» передатчики попросту отключили.

Подозрителен и тот факт, что незадолго до взлета состав экипажа вертолета был резко изменен. Во-первых, ранее пилоты в большинстве случаев назначались из рядов Корпуса стражей исламской революции, в этот раз – почему-то из кадров регулярной армии. Во-вторых, изначально вместе должны были лететь глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан и губернатор Тебриза Малик Рахмети. Но в последний момент их «по техническим причинам» подсадили к Раиси.

ПРОБЛЕМА №2. ПОГОДА

Находившийся в соседнем вертолете глава администрации Раиси Голам-Хоссейн Эсмаили заявил: погода на момент крушения была летной.

– Возможно, в глубине ущелья был туман, но на траектории полета его не было. Облака были немного выше вертолета, – отметил Эсмаили.

По словам Эсмаили, пропажу президентского судна заметили спустя 30 секунд после того, как пилот его вертолета скомандовал остальным экипажам набрать высоту. Связистам удалось дозвониться до имама Тебриза Сайеда Мохаммада Али Аль-Хашема, также сопровождавшего Раиси. С ним поддерживали контакт еще несколько часов вплоть до самой смерти священника.

– Мне плохо, я не знаю, что произошло, где я, я под деревьями, я никого не вижу, я один, – привел Эсмаили слова имама.

ПРОБЛЕМА №3. ПОЖАР В КАБИНЕ

Турецкая газета Hürriyet также обратила внимание на таинственный нюанс крушения. По ее данным, кабина президентского вертолета была охвачена огнем. Это, кстати, косвенно подтверждает слова очевидцев, предположительно слышавших некий хлопок в небе.

Hürriyet пишет: пилот и два офицера на вертолете Раиси сгорели заживо. Более того, основная часть фюзеляжа с иранским президентом была отделена от кабины. В конце статьи автор оставляет открытыми два вопроса: Могло ли возгорание в кабине пилота быть признаком теракта? И могли ли в кабину заложить взрывчатку?

По мнению эксперта РСМД, консультанта ПИР-Центра Леонида Цуканова, в случае подтверждения факта диверсии высшее руководство Ирана может использовать произошедшее для снятия некоторых негласных ограничений в борьбе на Ближнем Востоке. Например, прямое вторжение на территории соседних стран и кибератаки на критическую инфраструктуру, способную вызвать техногенную катастрофу.

– Правда, ожидать прямого столкновения с США и Израилем и в целом большой войны я бы все равно не стал, ведь это не в интересах самого Тегерана. Однако многочисленные союзники Ирана, будь то хуситы или шиитские группировки Ирака, могут серьезно испортить жизнь его противникам и участить атаки на вражеские объекты. Не стоит исключать и операций по точечным ликвидациям лиц, которые, по мнению иранцев, могли быть причастны к авиакатастрофе, — считает Цуканов.

Эксперт полагает, что вмешательство внешних сил также способно стать аргументом для возрождения военной составляющей иранской ядерной программы– как ответ на экзистенциальную угрозу.

— Верховный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи издал религиозное постановление, запрещающее ядерное оружие. Но еще в 2021 году глава разведки Ирана Эсмаил Хатиб пригрозил: страна может изменить свою позицию, если ее «подтолкнут в этом направлении», — напомнил эксперт.

Наконец, официальный Тегеран может использоваться авиакатастрофу для проведения внутренних чисток.

— Сейчас позиции консерваторов в стране крепнут. Любые же попытки либеральных сил вырваться вперед будут восприняты, как стремление воспользоваться гибелью Раиси. Более того, трагедия может на какое-то время снизить накал противостояния между религиозной и военной элитами Ирана в силу «борьбы с общим противником», – отметил Цуканов.

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее