Большинство новых бизнесов в России регистрируется в электронной форме. Один из способов — передача электронного заявления в ФНС через нотариуса. По итогам 2023 года больше всего такой возможностью пользовались жители Москвы, Санкт-Петербурга, Самарской и Московской областей, а также Донецкой Народной Республики.
Участие нотариуса особенно выручает, когда учредители юрлица живут в разных регионах. Нотариус, который удостоверяет подлинность подписи первого участника, передает заявление коллеге, к которому обращается второй партнер. Далее документ отправляется к третьему действующему лицу и так далее. Нотариус, который удостоверяет подлинность подписи последнего участника, передает заявление в налоговую.
Напомним, нотариус, который свидетельствует подписи на заявлении о создании нового юрлица или регистрации ИП, передает документы в ФНС «автоматически». То есть отдельно просить об этом и оплачивать дополнительную услугу — не нужно. Документы в тот же день направляются в электронном виде в нужное подразделение налоговой службы. Регистрация занимает до трех рабочих дней. Госпошлина не взимается, оплачивается только само нотариальное действие.
Нотариус может быть мостиком между предпринимателями и ФНС не только на этапе создания бизнеса, но и в его дальнейшем «плавании». У работающей компании происходят различные изменения, которые необходимо фиксировать в публичных реестрах ЮЛ и ИП.
Например, при изменении адреса, смене гендиректора или увеличении уставного капитала. В прошлом году нотариусы передали в регистрирующий орган порядка 230 тысяч подобных заявлений. Это сравнимо с показателем 2022 года, и почти вдвое больше, чем пять лет назад. Напомним, что в данном случае действие не происходит по умолчанию, необходим дополнительный запрос заявителя.
В целом взаимоотношения между юридическими лицами и налоговой инспекцией могут практически полностью проходить через нотариуса. Например, когда участники ООО принимают решения на общем собрании, они могут получить нотариальную поддержку в режиме «одного окна». Первое — нотариус свидетельствует достоверность принятого решения и состав участников. Второе — удостоверяет подлинность подписи на заявлении о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. И третье — передает документы в электронном виде в налоговый орган.