Как «подружить» музеи, школы и родителей учеников, как поход в музей может заинтересовать детей и прокачать их «мягкие навыки»? Почему существующий формат экскурсий не всегда бывает продуктивным? Обо всем этом рассказывает Анастасия Белолуцкая, кандидат психологических наук, руководитель исследования «Музеи и критическое мышление: запросы, дефициты, инструменты», заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых Института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Сотрудничество школ с музеями происходит, как правило, в виде организованных экскурсий или занятий по определенным темам и экспозициям.
Ученые МГПУ проанализировали больше 180 программ занятий по программе «Учебный день в музее» и выяснили, что по большей части (72,8%) они состоят из репродуктивных заданий (викторины, сочинения с заданными параметрами, презентация музейной выставки, решение примеров по математике по материалам музея), то есть предполагают выбор правильного ответа. При этом продуктивных заданий, которые помогают раскрывать «мягкие навыки» и развить критическое мышление, практически нет.
«Каждый музей наполнен культурными «консервами», которые нужно уметь вскрывать. Нужно учиться критически размышлять, понимать, как это наследие относится к тебе лично. Тогда появляются новые смыслы, на которых строится и развивается вся гуманитарная сфера», – отметила Анастасия Белолуцкая.
Исследователи МГПУ также провели среди родителей, учителей и музейных работников опросы, в которых участвовало более 500 человек. Аналитики изучили, насколько в этих группах совпадают представления и ожидания от музейной среды.
Результаты были неожиданными. Так, 41,2% родителей и 54,7% педагогов хотели бы видеть основной задачей музея образование, однако с этим согласились лишь 23,6% работников музеев. При этом все три группы уверены в том, что занятия в музеях меньше всего развивают у школьников «мягкие навыки»: разрешение проблемных ситуаций, принятие решений, работу в команде.
«Как раз в музее и других культурных пространствах этим и нужно заниматься. Культура – живой пласт человеческой жизни, где есть что обсуждать, о чем дискутировать», – считает Анастасия Белолуцкая.
Таким образом, занятия или экскурсии, где школьникам предлагают лишь усваивать информацию без обсуждений увиденного, без размышлений и рефлексий, не развивают «мягкие навыки», в том числе критическое мышление.
Результаты исследования легли в основу совместного проекта МГПУ и музеев Москвы «Культура. Думать!». Старшеклассники посетили Еврейский музей и Центр толерантности, музей композитора Скрябина, Музей Востока, где вместо привычной экскурсии они самостоятельно исследовали экспозиции и проводили дискуссии. Проект оказался настолько интересным для подростков, что они сами стали записываться на образовательные события и даже приводить с собой друзей.
Музеи также приняли новый формат, ведь заинтересованные в новых знаниях школьники – та самая аудитория, которая в будущем станет их основными посетителями.
Полезные советы
Эксперты МГПУ подготовили рекомендации для педагогов. Эти рекомендации помогут организовать эффективное сотрудничество с музеями и проводить экскурсии так, чтобы ребята максимально развивали навыки коммуникации, критическое и творческое мышление.
— важно продумывать образовательные активности до, после или во время посещения музея, которые способствуют достижению в том числе метапредметных образовательных результатов;
— следует делать упор при планировании занятия в музее на метапредметные компетенции: критическое и творческое мышление, сотрудничество, коммуникацию;
— необходимо соотносить учебную программу и план посещения музеев, чтобы лучше развивать предметные компетенции;
— нужно заинтересовывать школьников в самостоятельном посещении музеев, например, анонсировать после экскурсии дискуссию на интересную подросткам тему.