Кто пострадает от разрыва «Дружбы»

Нефтепровод «Дружба» вновь атаковали — на этот раз с помощью БПЛА. К сожалению, подобная инфраструктура крайне уязвима для диверсий, так что возможность временного вывода из строя «Дружбы» более чем вероятна.

Но кому же выгоден удар по трубопроводу?

«Дружба» для России все-таки не является критически важным источником экспорта. На конец года по ней перекачивалось порядка 384 тыс барр/с при общем объеме экспорта из России и Центральной Азии на уровне 6,4 млн барр/с. Для сравнения: объемы отгрузок из балтийских портов сейчас в четыре раза больше, составляют ~1,6 млн барр/с, да и экспорт в КНР сопоставим с Северо-Западным направлением. Морской маршрут для России просто на порядок важнее. В случае вывода из строя нефтепровода, загруженного далеко не на 100%, ничего критически серьезного с глобальной торговлей нефтью не произойдет.

От подобной диверсии пострадают прежде всего бывшие страны соцблока, для снабжения которых изначально и создавалась «Дружба». До СВО важнейшей частью трубопровода была северная ветка, снабжавшая Германию. Сейчас после резкого сокращения  поставок ключевое значение приобрел южный сегмент, через который Россия поставляет нефть последней нейтральной по отношению к ней стране ЕС — Венгрии.

Для Будапешта нефтепровод имеет критическое значение, потому что по нему они все еще получают дешевые энергоносители. В теории венгры могут договариваться с хорватами и закупать танкерную нефть из Адриатики, но все упирается в цену.

Для России «Дружба» уже давно — рудимент прошлого, ее потеря не критична, хотя и неприятна. Единственный серьезный минус — позиция Венгрии в ЕС после такого может и поменяться. Куда интереснее обстоят дела с Украиной, ведь ей нефтепровод должен принести €1,5 млрд за 10 лет, начиная с 2020. Еще одним пострадавшим будет Казахстан, который хочет использовать «Дружбу» для продажи своей нефти в Германию.

Выходит, что уничтожение нефтепровода выгодно только тем, кто ранее совершил  теракт на «Северных потоках».

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее