23 октября: «Георгий Седов», Билль о правах и сталинский бронепоезд

В этот день английский парламент принял Билль о правах, начался героический дрейф в Арктике ледокола «Георгий Седов», в строй вступили бронепоезда, изготовленные предприятиями Донбасса в подарок Красной Армии.

23 октября 1689 г. английский парламент принял Билль о правах – «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны», который стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека. В этом документе впервые были подтверждены следующие права – свобода иметь оружие для самообороны, свобода подачи петиций, свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда, свобода от жестоких и необычных наказаний, свобода от чрезмерно больших штрафов, свобода слова и дебатов, а также свобода выборов. Именно с принятия этого Акта началась борьба за права человека в современном мире.

23 октября 1937 г. начался героический арктический дрейф советского ледокола «Георгий Седов», во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Севера. Поздней осенью 1937 г. ледокольно-транспортное судно «Георгий Седов» после океанографических работ в море Лаптевых вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин» возвращалось по Северному морскому пути в Архангельск. Путь им преградили многолетние льды – и пароходы оказались зажатыми во льдах западнее Новосибирских островов. Три вмерзшие в лед судна и палатки на льду образовали целый ледовый город. С наступлением весны часть людей была вывезена на самолетах, а летом 1938 г. ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов пароходы «Садко» и «Малыгин». На «Георгии Седове» во время зимних ледовых сжатий был поврежден руль, и он не мог следовать за «Ермаком» даже на буксире – поэтому было принято решение превратить «Георгий Седов» в плавающую полярную станцию. 15 человек во главе с капитаном К.С. Бадигиным остались на ледоколе – и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. За это время был собран уникальный научный материал, проведены ценные океанографические, метеорологические, геофизические и биологические наблюдения.

23 октября 1941 г. в строй вступили бронепоезда, изготовленные предприятиями Донбасса в подарок Красной Армии. Бронепоезда производились на заводах и вагонно-ремонтных депо, находившихся в подчинении НКПС (Народного комиссариата путей сообщения). За основу были взяты чертежи легендарного бронепоезда «Маршал Буденный». Один из таких поездов был построен на заводе им. Сталина в нынешнем Донецке, затем оснащался в депо г. Ясиноватая и был передан 5 октября 1941 г. в ПРЗ (паровозоремонтный завод) г. Харькова для вооружения. Второй и третий бронепоезда были построен в Красном Лимане и Жданове (Мариуполе) – и также переданы в харьковский ПРЗ для оснащения вооружением. Несмотря на то, что гитлеровские войска 21 октября 1941 г. взяли г. Сталино – все три донбасских бронепоезда вступили в схватку с фашистами 23 октября уже под Воронежем.

Русская православная церковь 23 октября отмечает праздник Собора волынских святых как воспоминание о возвращении в 1831 г. Почаевской лавры из унии в Православие, а также чтит память мучеников Евлампия и Евлампии. Поэтому в народе этот день называют «Евлампий Зимоуказатель» – и по ветрам гадают, какой быть погоде зимой.

В этот день родились:

1920 – Джанни Родари – итальянский детский писатель, автор «Приключений Чиполлино».

1928 – Юрий Саульский – советский композитор, автор многих популярных песен, Народный артист РСФСР.

Сайт использует cookies для вашего удобства. Для продолжения работы с сайтом, подтвердите Подтвердить Подробнее